Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 февраля 2008 г. N Ф03-А59/07-2/6128
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального отделения государственного пожарного надзора г. Анивы на постановление от 18.09.2007 по делу N А59-773/07-С24 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальнефть" к территориальному отделению государственного пожарного надзора г. Анивы о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления от 06 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Дальнефть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным постановления территориального отделения государственного пожарного надзора г. Анивы (далее - административный орган) от 26.02.2007 N 30, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушением (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27.04.2007 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. Суд признал наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, а также пришел к выводу об отсутствии со стороны административного органа процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.09.2007 решение суда от 27.04.2007 отменено. Оспариваемое постановление признано незаконным и отменено ввиду нарушения административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, выразившегося в неизвещении лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, административный орган подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, оспариваемое постановление принято административным органом с соблюдением норм КоАП РФ, так как протокол об административном правонарушении составлен при непосредственном участии законного представителя общества.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене исходя из нижеследующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административным органом на основании распоряжения от 13.02.2007 N 15 в целях контроля выполнения обществом требований пожарной безопасности проведена внеплановая проверка территории и помещений АЗС-3, расположенной в г. Анива по ул. Заречной, 21, в ходе которой установлены нарушения.
По результатам проверки административным органом составлен протокол от 15.02.2007 N 30 об административном правонарушении и вынесено постановление от 26.02.2007 N 30, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением административного органа, общество оспорило его в арбитражном суде.
Арбитражный суд апелляционной инстанции установил в действиях общества наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, однако требование о признании незаконным постановления и его отмене удовлетворил, поскольку пришел к выводу о том, что административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, так как составление протокола осуществлено без извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте его составления.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 2 названной выше статьи предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Исходя из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в пункте 17 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", положения статьи 28.2 КоАП РФ регламентируют порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4). В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись (часть 5).
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд проверяет соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, однако, как указано в кассационной жалобе, протокол составлен 15.02.2007 в офисе ООО "Дальнефть" при непосредственном участии законного представителя, который от подписи и объяснений отказался, о чем имеется соответствующая отметка.
Правовое значение извещения лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении о составлении протокола об административном правонарушении, заключается в предоставлении такому лицу гарантий защиты прав, закрепленных законом.
Статья 28.5 КоАП РФ, предусматривающая сроки составления протокола об административном правонарушении, не предусматривает обязанность административного органа заранее извещать каким - либо определенным способом лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном производстве, о дате, месте и времени составления протокола.
Таким образом, в случае составления протокола в офисе юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном производстве и в присутствии руководителя организации, являющегося законным представителем юридического лица, нарушений требований статьи 28.2 КоАП РФ не имеется.
Вместе с тем, учитывая, что нарушение порядка составления протокола может явиться основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении лица к административной ответственности при наличии спора о составлении протокола в офисе организации и в присутствии ее руководителя, такие обстоятельства подлежат исследованию.
Таким образом, поскольку вывод суда апелляционной инстанции о ненадлежащем извещении лица о дате и времени составления протокола сделан по неполно исследованным обстоятельствам дела, постановление суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует установить обстоятельства, касающиеся составления протокола об административном правонарушении, установить, действительно, ли протокол об административном правонарушении составлялся в офисе общества и законный представитель его отказался от подписи протокола и дачи объяснений, имело ли место уклонение общества от участия в рассмотрении административным органом дела об административном правонарушении, участвовал ли в его составлении свидетель, как это указано в тексте протокола и с учетом выясненных обстоятельств принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 28.09.2007 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-773/07-С24 отменить, дело направить на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в пункте 17 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", положения статьи 28.2 КоАП РФ регламентируют порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4). В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись (часть 5).
...
Статья 28.5 КоАП РФ, предусматривающая сроки составления протокола об административном правонарушении, не предусматривает обязанность административного органа заранее извещать каким - либо определенным способом лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном производстве, о дате, месте и времени составления протокола.
Таким образом, в случае составления протокола в офисе юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном производстве и в присутствии руководителя организации, являющегося законным представителем юридического лица, нарушений требований статьи 28.2 КоАП РФ не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2008 г. N Ф03-А59/07-2/6128
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании