Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 февраля 2008 г. N Ф03-А51/08-2/256
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной стужбы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на решение от 10.12.2007 по делу N А51-10066/2007 30-258 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-Ханкайский" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю об отмене постановления N 572 от 14.08.2007.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал-Ханкайский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее - административный орган) N 572 от 14.08.2007.
Решением суда от 10.12.2007 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. Как указывает заявитель жалобы, при вынесении постановления N 572 от 14.08.2007 неправильное указание номера, даты протокола об административном правонарушении и суммы назначенного штрафа явилось следствием технической ошибки.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. От Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного aктa не установил.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, на основании распоряжения N 2679 от 26.07.2007 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека но Приморскому краю должностными лицами проведены внеплановая проверка по контролю ООО "Водоканал-Ханкайский" о соблюдении СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.1110-02, СанПиН 2.1.4.1175-02. В ходе проверки установлено, что обществом нарушено законодательство в области предоставления населению качественного питьевого водоснабжения с. Новоселище, выразившееся в следующем: качество питьевой воды из скважины с. Новоселище, водоразборной колонки по улице Пролетарской, не соответствует гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям; водоразборная колонка захламлена бытовым мусором, сверху вода зацвела; не организована и не оборудована зона санитарной охраны скважины и водонапорной башни; не разработана и не согласована программа производственного контроля; не соблюдается объем проведения лабораторных исследований качества питьевой воду; органы Госсанэпиднадзора не информируются о некачественных результатах лабораторных исследований питьевой воды. Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 01.08.2007.
По результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении начальником Управления принято постановление N 572 от 14.08.2007 о привлечении общества к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением административною органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд указал, что административным органом нарушен порядок принятия постановления по делу об административном правонарушении, в связи с чем признал его незаконным и отменил.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленном законом.
Установленный законом порядок применения административного наказания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором называются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения. При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Данные требования позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав именно привлекаемого к ответственности лица.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.
Случаи назначения административного наказания без составления протокола предусмотрены статьей 28.6 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае судом установлено, что основанием для привлечения лица к административной ответственности является упомянутый в постановлении, но отсутствующий в материалах дела протокол об административном правонарушении N 163807 от 30.07.2007, составленный ранее даты проведения проверки.
Далее, статьей 3.2 КоАП РФ установлены виды административной ответственности, в том числе административный штраф.
Согласно статье 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях.
Санкция статьи 6.5 КоАП РФ предусматривает возложение ответственности на юридических лиц в виде административною штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с постановлением о назначении административного наказания N 572 от 14.08.2007 размер штрафа назначен в виде взыскания 20000 (десять тысяч) рублей, что как правильно указано судом не позволяет определить размер ответственности, примененной к правонарушителю.
Недостатки оспариваемого постановления явились основанием для признания его незаконным и подлежащим отмене и довод кассационной о том, что имели место недостатки технического характера, является несостоятельным в силу статьи 29.10 КоАП РФ.
Учитывая изложенное основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 10.12.2007 по делу N А51-10066/2007 30-258 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Случаи назначения административного наказания без составления протокола предусмотрены статьей 28.6 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае судом установлено, что основанием для привлечения лица к административной ответственности является упомянутый в постановлении, но отсутствующий в материалах дела протокол об административном правонарушении N 163807 от 30.07.2007, составленный ранее даты проведения проверки.
Далее, статьей 3.2 КоАП РФ установлены виды административной ответственности, в том числе административный штраф.
Согласно статье 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях.
Санкция статьи 6.5 КоАП РФ предусматривает возложение ответственности на юридических лиц в виде административною штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
...
Недостатки оспариваемого постановления явились основанием для признания его незаконным и подлежащим отмене и довод кассационной о том, что имели место недостатки технического характера, является несостоятельным в силу статьи 29.10 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 февраля 2008 г. N Ф03-А51/08-2/256
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании