Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2008 г. N Ф03-А37/07-1/6142
"Суд правомерно признал оспариваемые ненормативные акты
антимонопольного органа, обязывающие предприятие предусмотреть тариф
на доставку посылок по территории Чукотсткого автономного округа морским
транспортом, а в случае невозможности определения транспортной схемы
доставки посылок предусмотреть возможность возврата клиентам разницы
полученных от них средств в связи с заменой транспорта, соответствующими
фактическим обстоятельствам дела и требованиям
Федерального закона "О защите конкуренции"
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение от 25.07.2007 Арбитражного суда Магаданской области, постановление от 10.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А37-675/2007-11, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области и предписания от 26.12.2006.
Резолютивная часть постановления от 12.02.2008. Полный текст постановления изготовлен 19.02.2008.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительными решения от 26.12.2006 Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее - УФАС, антимонопольный орган) о нарушении предприятием ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-Ф3, выразившимся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по пересылке посылок в пределах Чукотского автономного округа, а также предписания от 26.12.2006 N 43, обязывающего предприятие предусмотреть тариф на доставку посылок по территории Чукотского автономного округа морским транспортом, в случае невозможности определения транспортной схемы доставки посылок предусмотреть возможность возврата клиентам разницы полученных от них средств в связи с заменой транспорта, и перечислить в тридцатидневный срок в федеральный бюджет доход в размере 159027 руб. 18 коп., полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Заявление обосновано несоответствием указанных актов нормам действующего законодательства - ст. 32 ФЗ "О почтой связи", ч. 1 п. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", п. 57 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221.
Решением от 25.07.2007 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для признания оспариваемых актов несоответствующими нормам действующего законодательства, а также доказательств нарушения указанными актами прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Постановлением от 10.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда решение отменено в части взыскания с ФГУП "Почта России" в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2000 рублей. В остальном решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГУП "Почта России" просит принятые по делу судебные акты отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявление предприятия. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о неправильном применении судом норм материального права - ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", а также о несоответствии фактическим обстоятельствам дела выводов суда об установлении предприятием монопольно высокой цены на оказываемую им услугу.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС выразило несогласие с приведенными в ней доводами и просило в удовлетворении жалобы отказать. При этом указало на то, что в настоящее время предприятием внесены изменения в тарифные таблицы с учетом возможности, по выбору потребителя, доставки почтовых отправлений морским транспортом.
В судебном заседании кассационной инстанции представители антимонопольного органа и ФГУП "Почта России", надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, участия не принимали.
Проверив законность постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2007, отменившего в части решение от 25.07.2007, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для его отмены.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом в интересах неопределенного круга лиц возбуждено дело о нарушении ФГУП "Почта России" ч. 1 п. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-Ф3 в связи с установлением, поддержанием монопольно высокой цены на услугу по пересылке посылок в пределах Чукотского автономного округа.
Решением от 26.12.2006 указанные действия ФГУП "Почта России" признаны нарушением требований ч. 1 п. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" в результате чего ущемляются интересы неопределенного круга лиц, приобретающих данную услугу.
Предписанием от 26.12.2006 N 43 антимонопольный орган указал предприятию: прекратить нарушение ч. 1 п. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" для чего предусмотреть нормативными документами ФГУП "Почта России" тариф на доставку посылок на территории Чукотского автономного округа морским транспортом, в случае невозможности определения транспортной схемы доставки посылок предусмотреть возможность возврата клиентам разницы полученных от них средств в связи с заменой транспорта. Кроме того, предприятию предписано перечислить в федеральный бюджет доход в размере 159027 руб. 18 коп., полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Такими действиями в том числе, является установление, поддержание монопольно высокой или монопольной низкой цены товара.
Статьей 6 указанного Федерального закона определены критерии, при наличии которых цена товара признается монопольно высокой. Монопольно высокой ценой товара, в том числе является цена, если она превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Арбитражными судами установлено, что ФГУП "Почта России" занимает доминирующее положение на рынке услуг по пересылке почтовой корреспонденции, посылок и бандеролей на территории Чукотского автономного округа.
Приказом ФГУП "Почта России" от 07.02.2005 N 27 утверждены тарифы на пересылку внутренних посылок, в том числе на территории Чукотского автономного округа.
Указанный тариф сверх почтового сбора включает в себя авиатариф при фактическом использовании предприятием при доставке почтовых отправлений морского транспорта.
Установлено, что разница в стоимости оплаченных отправителями услуг по доставке посылок и фактически понесенными предприятием затратами по их доставке является необоснованной, а установленная цена услуги превышает сумму затрат и прибыли, необходимых для ее оказания предприятием. За 2006 год доход, полученный предприятием в результате установления указанной цены на услугу по доставке посылок, составил 159027 руб. 18 коп.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о допущенных предприятием нарушениях антимонопольного законодательства и правомерности принятых антимонопольным органом решения и предписания от 26.12.2006 соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, арбитражным судом установлено, что заявитель не привел достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с принятием обжалуемых ненормативных актов.
Между тем указанные обстоятельства в силу ст. 201 АПК РФ являются одним из критериев необходимых для признания ненормативного акта недействительным.
Вместе с тем Шестой арбитражный апелляционный суд правомерно отменил решение от 25.07.2007 в части взыскания с предприятия государственной пошлины в сумме 2000 рублей с учетом заявленного предприятием требования.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судом ФЗ "О защите конкуренции" в связи с распространением его действия на хозяйствующих субъектов подлежат отклонению, поскольку в силу ст. 3 указанного Федерального закона он распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых помимо российских и иностранных юридических лиц, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ участвуют и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Кроме того, услуга по доставке посылок на территории Чукотского автономного округа оказывается предприятием любым потребителям, а не только физическим лицам.
Подлежит отклонению и довод заявителя жалобы о несоответствии выводов суда о нарушении антимонопольного законодательства фактическим обстоятельствам дела, так как факт установления предприятием цены на услугу по доставке посылок на территории Чукотского автономного округа с превышением необходимой для ее оказания прибыли подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, поэтому постановление Шестого арбитражного суда апелляционной инстанции от 10.10.2007, отменившее в части решение от 25.07.2007, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 10.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А37-675/2007-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установлено, что разница в стоимости оплаченных отправителями услуг по доставке посылок и фактически понесенными предприятием затратами по их доставке является необоснованной, а установленная цена услуги превышает сумму затрат и прибыли, необходимых для ее оказания предприятием. За 2006 год доход, полученный предприятием в результате установления указанной цены на услугу по доставке посылок, составил 159027 руб. 18 коп.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о допущенных предприятием нарушениях антимонопольного законодательства и правомерности принятых антимонопольным органом решения и предписания от 26.12.2006 соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям ФЗ "О защите конкуренции".
...
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судом ФЗ "О защите конкуренции" в связи с распространением его действия на хозяйствующих субъектов подлежат отклонению, поскольку в силу ст. 3 указанного Федерального закона он распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых помимо российских и иностранных юридических лиц, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ участвуют и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 февраля 2008 г. N Ф03-А37/07-1/6142 "Суд правомерно признал оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа, обязывающие предприятие предусмотреть тариф на доставку посылок по территории Чукотсткого автономного округа морским транспортом, а в случае невозможности определения транспортной схемы доставки посылок предусмотреть возможность возврата клиентам разницы полученных от них средств в связи с заменой транспорта, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям Федерального закона "О защите конкуренции"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", май-июнь 2008, N 3
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании