Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 февраля 2008 г. N Ф03-А59/08-2/86
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области на решение от 26.10.2007 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2687/07-С15, по заявлению закрытого акционерного общества "Эй И Эй Интернэшнл (Сахалин) ЗАО" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области о признании незаконными и отмене постановлений от 29.06.2007 NN 64-07/117, 64-07/118, 64-07/119, 64-07/122 о назначении административных наказаний по делам об административных правонарушениях.
Резолютивная часть постановления от 13 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2008 года.
В судебном заседании кассационной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 13.02.2008.
Закрытое акционерное общество "Эй И Эй Интернэшнл (Сахалин) ЗАО" (далее - ЗАО "Эй И Эй Интернэшнл (Сахалин) ЗАО", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области (далее - административный орган, управление) от 29.06.2007 NN 64-07/117, 64-07/118, 64-07/119, 64-07/122 о назначении административных наказаний по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 19.10.2007 дела N А59-2687/07-С15, А59-2688/07-С15, А59-2689/07-С15, А59-2690/07-С15, возбужденные на основании данных заявлений, объединены судом в одно производство в порядке части 2 статьи 130 АПК РФ с присвоением объединенному делу N А59-2687/07-С15.
Решением суда от 19.10.2007 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован отсутствием состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку справка о подтверждающих документах, справка о поступлении валюты Российской Федерации не относятся к формам учета и отчетности по валютным операциям.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АРК РФ, по кассационной жалобе административного органа, полагающего, что судебный акт принят с неправильным применением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела в связи, с чем просит его отменить.
По мнению управления, справки о подтверждающих документах и о поступлении валюты Российской Федерации являются формами учета и отчетности по валютным операциям, в связи с чем нарушение сроков их представления влечет административную ответственность.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, управление провело проверку соблюдения обществом требований валютного законодательства, в ходе которой установлено следующее.
Между ЗАО "Эй И Эй Интернэшнл (Сахалин) ЗАО" и компанией АЕА International (CIS) Limited (Кипр) 01.12.2001 заключен контракт N SAK02001 на предоставление иностранного медицинского и административного персонала, на основании которого акционерным обществом в банке "Итуруп" (г. Южно-Сахалинск) оформлен паспорт сделки N 04070021/2390/0000/4/0. По факту оказания нерезиденту услуг в мае-декабре 2006 года и марте 2007 года оформлены инвойсы, акты выполненных работ.
ЗАО "Эй И Эй Интернэшнл (Сахалин) ЗАО" и компания "ВР Exploration Operating Company Ltd" (Великобритания) заключили договор от 01.09.2005 N MCD 001/210605 на проведение предрейсовьгх медицинских осмотров, на основании которого в банке "Итуруп" (г. Южно-Сахалинск) оформлен паспорт сделки N 05100009/2390/0000/3/0. По факту оказания нерезиденту услуг в июле - сентябре, декабре 2006 года оформлены счета, акты оказанных услуг.
03.03.2006 между ЗАО "Эй И Эй Интернэшнл (Сахалин) ЗАО" и компанией "Consafe Offshore AB (pabl" (Швеция) заключен договор N MEQ 001/200206 на поставку оборудования и материалов, выполнение работ, оказание услуг медицинского назначения, на основании которого в банке "Итуруп" (г. Южно-Сахалинск) оформлен паспорт сделки N 06050013/2390/0000/3/0. По факту оказания нерезиденту услуг в июне-декабре 2006 года оформлены счета, акты оказанных услуг.
14.02.2005 ЗАО "Эй И Эй Интернэшнл (Сахалин) ЗАО" и компания "Blue Cross Travel Services B.V." (Нидерланды) заключили лицензионный договор на использование товарного знака, на основании которого в банке "Итуруп" (г. Южно-Сахалинск) оформлен паспорт сделки N 05120007/2390/0000/4/0. По факту оказания нерезиденту услуг в апреле-декабре 2006 года и январе-марте 2007 года оформлены инвойсы, акты сдачи-приемки.
Справки о подтверждающих документах по всем выполненным в указанный период услугам, а также справка о поступлении валюты Российской Федерации по договору от 01.09.2005 N MCD 001/210605 в уполномоченный банк представлены с нарушением срока, установленного пунктами 2.4, 2.7 положения Центрального банка РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение ЦБ РФ N 258-П).
По указанным фактам территориальным управлением 15.06.2007 составлены протоколы об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых вынесены постановления NN 64-07/117, 64-07/118, 64-07/119, 64-07/122 о назначении обществу административных наказаний по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафов в размере 40000 руб. каждым постановлением, всего на сумму 160000 руб.
Не согласившись с постановлениями управления, общество оспорило их в судебном порядке.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, а доводы административного органа признаются судом кассационной инстанции лишенными правового обоснования.
В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно части 4 статьи 5 обозначенного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком России.
Как правильно указал суд, в настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23 вышеуказанного Закона предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком России.
Такой порядок установлен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П и Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
Справки о подтверждающих документах, о поступлении валюты Российской Федерации отнесены к документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В спорный период в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по несвоевременному представлению указанной справки по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.10.2007 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2687/07-С15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Справки о подтверждающих документах, о поступлении валюты Российской Федерации отнесены к документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В спорный период в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по несвоевременному представлению указанной справки по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 февраля 2008 г. N Ф03-А59/08-2/86
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании