Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 февраля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/132
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Муниципального образования город Комсомольск-на-Амуре в лице Администрации города Комсомольска-на-Амуре - Злыгостева М.А., представитель по доверенности от 10.12.2007 N 1-1-35/4935; от ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю - Рягузов А.А., представитель по доверенности от 10.01.2008 N 87; Министерства финансов Хабаровского края - Маслакова А.Г., представитель по доверенности от 27.02.2006 N 19-11/522, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 23.07.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 31.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-12778/2006-22, по иску Муниципального образования город Комсомольск-на-Амуре в лице Администрации города Комсомольска-на-Амуре к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 16490387 руб. 52 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2008 года.
Муниципальное образование город Комсомольск-на-Амуре в лице Администрации города Комсомольска-на-Амуре обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 16490387 руб. 52 коп. расходов, связанных с предоставлением услуг по погребению на основании Федерального закона "О погребении и похоронном деле" и Постановления Главы администрации Хабаровского края "О реализации Федерального закона "О погребении и похоронном деле" на территории Хабаровского края" за 2003 год.
К участию в деле судом привлечены в качестве ответчиков Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края.
Решением суда от 23.07.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2007, исковые требования истца удовлетворены, с казны Российской Федерации взыскан убыток в сумме 15706449 руб., в остальной части иска отказано.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, в которой просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам.
Присутствующий в судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представители истца и Министерства финансов Хабаровского края с кассационной жалобой не согласился, считает, что суд правильно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку, а также применил нормы материального права.
В порядке статьи 163 АПК РФ в заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв до 18.02.2008 до 14 часов 10 минут.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Муниципальное унитарное предприятие "Специализированный комбинат коммунального обслуживания" в 2003 году предоставляло услуги по погребению лиц, не работающих и не являющихся пенсионерами, а также невостребованных трупов и мертворожденных детей, за счет средств бюджета муниципального образования на основании Федерального закона "О погребении и похоронном деле".
В доказательство предоставления спорных услуг истцом представлены соответствующие реестры, счета-фактуры, справки, акты выполненных работ.
Расходы, связанные с реализацией указанного Закона составили 15706449 руб., которые возмещены истцу Муниципальным образованием городского округа.
В связи с отсутствием возмещения бюджету муниципального образования из вышестоящих бюджетов указанных расходов заявлены настоящие исковые требования.
Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (в редакции, действовавшей в 2003 году) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе.
В пункте 3 статьи 9 Закона "О погребении и похоронном деле" установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 1200 руб. (с учетом районного коэффициента), если в субъекте Российской Федерации стоимость таких услуг превышает указанную сумму, субъект самостоятельно за счет собственных источников определяет порядок их возмещения.
Порядок компенсации расходов специализированной похоронной организации за счет средств бюджета Хабаровского края определен Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 08.12.1997 N 516 "О реализации Федерального закона "О погребении и похоронном деле" на территории Хабаровского края с изменениями и дополнениями" и предусматривает, что в случае, если стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню превышает предел, определенный федеральным законодательством, а также в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером или рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, возмещение затрат должно производиться из средств бюджета края. Стоимость услуг по гарантированному перечню определена приказами РЭК Комитета цен Правительства Хабаровского края N 300-Ц от 02.07.2002, и определено, что возмещение затрат производится за счет бюджета края, для взрослых - 4804 руб., детей - 3932 руб., невостребованные трупы - 4648 руб.
Пункт 2 статьи 1 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьями 2, 7, 9 главы 1, статьей 12 Федерального закона от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшему в 2003 году) раздел полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области социальной защиты определяется по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.
Согласно норм статьи 84 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), реализация решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней финансируется исключительно из федерального бюджета. Таким образом, реализация мер социальной защиты в виде предоставления гражданам бесплатных услуг по погребению, установленных на федеральном уровне, и на основании статей 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ относится к государственным полномочиям Российской Федерации, поэтому финансирование расходов на осуществление переданных полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам в виде субвенций.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" ответственность за выполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданным для этих целей средств.
Следовательно, если установившим льготы федеральным законом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготной категории потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание производится с Российской Федерации независимо были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Как следует из документов в федеральном бюджете на 2003 год средства на финансирование расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О погребении и похоронном деле" не планировались и в бюджет Хабаровского края не передавались.
Поэтому арбитражные суды первой и апелляционной инстанций правомерно возложили ответственность по компенсации расходов по погребению на казну Российской Федерации.
Доводы Министерства финансов РФ о том, что расходы, связанные с захоронением невостребованных трупов, должны возмещаться за счет казны субъектов Российской Федерации неправомерны, поскольку Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ не возлагает эту обязанность на субъект Российской Федерации по указанной категории граждан.
Не состоятельны доводы ответчика и о пропуске истцом срока исковой давности в отношении требований на сумму 15706449 руб.
Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, с учетом статьи 12 Бюджетного кодекса РФ, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2003 году гражданам льготам, начинается по окончании финансового года, а именно с 01.01.2004, тогда как иск подан 13.11.2006, то есть в пределах трехгодичного срока исковой давности.
Из изложенного свидетельствует, что судами первой и апелляционной инстанций приняты судебные акты с соблюдением норм материального и процессуального права, доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и им дана надлежащая оценка, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 23.07.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 31.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-12778/2006-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из документов в федеральном бюджете на 2003 год средства на финансирование расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О погребении и похоронном деле" не планировались и в бюджет Хабаровского края не передавались.
...
Доводы Министерства финансов РФ о том, что расходы, связанные с захоронением невостребованных трупов, должны возмещаться за счет казны субъектов Российской Федерации неправомерны, поскольку Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ не возлагает эту обязанность на субъект Российской Федерации по указанной категории граждан.
...
Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, с учетом статьи 12 Бюджетного кодекса РФ, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2003 году гражданам льготам, начинается по окончании финансового года, а именно с 01.01.2004, тогда как иск подан 13.11.2006, то есть в пределах трехгодичного срока исковой давности."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 февраля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/132
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании