Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 февраля 2008 г. N Ф03-А73/07-1/5943
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Маслова М.Ю., ведущий юрисконсульт по доверенности от 11.01.2008 N ДСВ-23/КФ, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края на решение от 21.09.2007 по делу N А73-1558/2007-51 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Дальсвязь" к Селехинскому сельскому поселению Комсомольского района, Комсомольскому муниципальному району Хабаровского края, третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, о понуждении к принятию в муниципальную собственность объектов жилищного фонда.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2008 года.
Открытое акционерное общество "Дальсвязь" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Селехинскому сельскому поселению о понуждении ответчика принять в муниципальную собственность четыре жилых дома, расположенные в селе Селихино Комсомольского района Хабаровского края: по ул. Связи, 12; по ул. Первый квартал, 4; по ул. Пионерская, 43 и по ул. Пионерская, 56.
К участию в деле привлечены: в качестве ответчика по ходатайству истца - администрация Комсомольского муниципального района (далее - администрация района), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - Управление).
До принятия судом решения ОАО "Дальсвязь" в соответствии со статьей 49 АПК РФ отказалось от исковых требований к Селехинскому сельскому поселению и, уточнив заявленные требования, просило обязать администрацию района принять в муниципальную собственность жилые дома, указанные в исковом заявлении, за исключением дома N 12 по ул. Связи.
Отказ ОАО "Дальсвязь" от иска к Селехинскому сельскому поселению судом принят и определением от 21.09.2007 производство по делу в отношении указанного ответчика прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Решением от 21.09.2007 иск удовлетворен: на администрацию района возложена обязанность принять спорные объекты в муниципальную собственность. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты жилищного фонда относятся к муниципальной собственности. При приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" (правопредшественник истца) в 1994 году жилые дома включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации, и должны быть переданы в муниципальную собственность.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе администрация района, указывая на нарушение арбитражным судом норм материального права, просит решение суда от 21.09.2007 отменить.
В обоснование жалобы приведены доводы о нарушении арбитражным судом статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой содержание жилищного фонда не относится к вопросам местного значения муниципального района; о применении судом не подлежащего применению Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", утратившего силу с 14.07.2006; о нарушении статьи 209 ГК РФ и Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в соответствии с которыми передача имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность должна производиться лишь по решению собственника, а в данном случае такое решение по спорным домам не принималось.
В отзывах на кассационную жалобу ОАО "Дальсвязь" и Управление выражают несогласие с доводами ответчика и предлагают решение оставить без изменения. Кроме того, Управление в отзыве на жалобу просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представитель администрации района, извещенной о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явился.
Представитель ОАО "Дальсвязь" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, и просил отказать в ее удовлетворении.
Проверив законность обжалуемого судебного акта с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для его отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Как установлено судом первой инстанции, приказом Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 18.04.1994 N 156 утвержден план приватизации государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ". В пункте 8 раздела 2 плана приватизации указано на наличие перечня жилых домов, не подлежащих приватизации. Распоряжением Управления от 27.03.2006 N 344 внесены уточнения в указанный план приватизации в части перечня объектов жилищного фонда, подлежащего передаче в муниципальную собственность.
Во исполнение данного распоряжения истец направил администрации района письмо от 05.04.2006 N 61/04-433ХФ с предложением принять в муниципальную собственность объекты жилищного фонда в количестве 23 домов. Однако ответчик отказался принимать спорные объекты, что послужило основанием для обращения ОАО "Дальсвязь" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Объекты жилищного фонда, указанные в приложении 3 к этому Постановлению, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Пунктом 5 названного Постановления предусматривалось, что оформление передачи этих объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Согласно пункту 5 Положения, утвержденного данным Постановлением Правительства РФ, органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.
С учетом изложенного арбитражный суд обоснованно признал, что обязанность ответчика принять в муниципальную собственность спорные объекты жилищного фонда возникла в силу прямого указания закона, и на основании вышеуказанных нормативных правовых актов, а также Федеральных законов от 06.10.2003 N 131-ФЗ и от 22.08.2004 N 122-ФЗ правомерно удовлетворил иск.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что арбитражный суд неправильно применил указанные законы и на администрацию района не может быть возложена обязанность принять объекты жилищного фонда, поскольку в связи с проведением реформы местного самоуправления полномочия по содержанию жилищного фонда переданы вновь образованным муниципальным образованиям - поселениям, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права.
Так, пунктом 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрено, что до 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Этой же нормой установлено, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Между тем в настоящее время отсутствует закон или иной нормативный правовой акт Хабаровского края о разграничении имущества, относящегося к муниципальной собственности, между Комсомольским муниципальным районом и входящими в его состав поселениями.
Следовательно, до принятия соответствующего закона Хабаровского края спорные объекты подлежат передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального района.
Также подлежит отклонению довод кассационной жалобы в части неправильного применения судом утратившего силу Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235.
Согласно пункту 1 Положения, утвержденного данным Постановлением Правительства РФ, определенные им условия и порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность распространялись также на предприятия, приватизированные до 07.03.1995. Учитывая данное обстоятельство, а также то, что на момент издания распоряжения Управления от 27.03.2006 N 344 об уточнении перечня объектов недвижимости, не вошедших в уставный капитал ОАО "Дальсвязь" при приватизации и подлежащих передаче в муниципальную собственность, Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 являлось действующим и подлежало исполнению ответчиком, то применение арбитражным судом к спорным правоотношениям данного Постановления Правительства РФ не противоречит правилам статьи 4 ГК РФ о действии актов гражданского законодательства во времени.
Довод ответчика об отсутствии решения собственника о передаче спорных объектов из федеральной собственности в муниципальную собственности и о нарушении судом в связи с этим статьи 209 ГК РФ и Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ опровергается имеющимся в деле распоряжением Управления от 27.03.2006 N 344, изданным в пределах его полномочий по распоряжению федеральной собственностью, которым дано поручение истцу передать объекты жилищного фонда в муниципальную собственность.
Таким образом, решение суда от 21.09.2007 соответствует фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и нормам материального и процессуального права, в связи с чем не подлежит отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 21.09.2007 по делу N А73-1558/2007-51 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 Положения, утвержденного данным Постановлением Правительства РФ, определенные им условия и порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность распространялись также на предприятия, приватизированные до 07.03.1995. Учитывая данное обстоятельство, а также то, что на момент издания распоряжения Управления от 27.03.2006 N 344 об уточнении перечня объектов недвижимости, не вошедших в уставный капитал ОАО "Дальсвязь" при приватизации и подлежащих передаче в муниципальную собственность, Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 являлось действующим и подлежало исполнению ответчиком, то применение арбитражным судом к спорным правоотношениям данного Постановления Правительства РФ не противоречит правилам статьи 4 ГК РФ о действии актов гражданского законодательства во времени.
Довод ответчика об отсутствии решения собственника о передаче спорных объектов из федеральной собственности в муниципальную собственности и о нарушении судом в связи с этим статьи 209 ГК РФ и Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ опровергается имеющимся в деле распоряжением Управления от 27.03.2006 N 344, изданным в пределах его полномочий по распоряжению федеральной собственностью, которым дано поручение истцу передать объекты жилищного фонда в муниципальную собственность."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 февраля 2008 г. N Ф03-А73/07-1/5943
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании