Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 марта 2008 г. N Ф03-А80/08-2/308
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу на решение от 05.09.2007 Арбитражного суда Чукотского автономного округа, постановление от 14.11.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А80-166/2007, по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу к Отделу образования администрации Иультинского муниципального района Чукотского автономного округа о взыскании налога и пени 58277,33 руб.
Резолютивная часть постановления от 27 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2008 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 но Чукотскому автономному округу (далее - МИФНС России N 1 по ЧАО, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с требованием о взыскании с Отдела образования администрации Иультинского муниципального района суммы единого социального налога, подлежащего уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 55079 руб., и пени за его несвоевременную уплату в размере 3198,33 руб.
Решением суда от 05.09.2007, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд установил, что налоговым органом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для начисления суммы недоимки по EСН и пени, обязанность налогоплательщика по уплате ЕСН, начисленного в Фонд социального страхования в сумме 55079 руб. и пеней в сумме 5412,62 руб., не установлена.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговым органом подана кассационная жалоба, в которой предлагается судебные акты отменить и взыскать с Отдела образования администрации Иультинского района Чукотского автономного округа единый социальный налог, подлежащий уплате в Фонд социальною страхования (далее - ФСС), в размере 55079 и пени за несвоевременную его уплату в сумме 3198,33 руб.
Налоговый орган полагает, что судом неправильно применены нормы материального права.
Поскольку сумма возмещения исполнительным органом Фонда социального страхования за последний квартал налогового периода (2006) 68566 руб. входит в состав единого социального налога, налогоплательщик обязан в силу статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исчислить и уплатить налог в установленный срок исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных пунктом 1 статьи 241 НК РФ.
Неверен вывод суда и о том, что налоговым органом неправомерно произведен зачет уплаченной суммы 15270 руб. в счет уплаты задолженности предыдущих периодов. Данный платеж был зачислен в счет уплаты предыдущей недоимки, поскольку сумма платежа не совпадает с данными налоговой декларации но единому социальному налогу, согласно которой налог составил 84812 руб.
Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
Проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения Арбитражным судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены судебных актов не установил.
Как установлено судом и следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 1 по Чукотскому автономному округу была проведена камеральная проверка налоговой декларации по ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2006 год, представленной в налоговый орган Отделом образования 23.05.2007.
Установив, что при заполнении декларации налогоплательщик, рассчитывая сумму налога, подлежащую перечислению в Фонд социального страхования, не учел сумму возмещения, что привело к занижению суммы налога в ФСС в декабре 2006 на 55079 руб.
Требованием N 294 от 29.03.2007 налоговый орган предложил добровольно перечислить до 16.04.2007 сумму недоимки 55079 руб. и - 5412,62 руб.
Неисполнение требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с требованием о взыскании недоимки и пени в сумме 3198,33 руб.
Как следует из налоговой декларации за декабрь 2006 года, Отделом образования начислен налог в сумме 16246 руб., расходы на цели государственного социального страхования, на которые уменьшен налог, подлежащий зачислению в ФСС, за декабрь равны 0 руб., за отчетный период 140251 руб.
Указанные расходы подтверждены ФСС в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования за 2006 год и возмещены на основании приказов ФСС от 07.06.2006 в сумме 42121,51 руб., от 20.12.2006 в сумме - 68566,04 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 243 НК РФ сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы, указанной в статье 237.
Сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению на сумму произведенных налогоплательщиками самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Судом было установлено, что Фонд имел задолженность перед Отделом образования по возврату ему на расчетный счет в банке денежных средств на возмещение произведенных Отделом образования расходов на социальное страхование, что подтверждается расчетными ведомостями по средствам Фонда за 1 квартал 2006 года, за полугодие 2006 года, за 9 месяцев 2006 и за год 2006 год.
Следовательно, вывод суда о том, что денежные средства в сумме 68566,04 руб., перечисленные на расчетный счет Отделом образования платежным поручением от 20.12.2006 N 1-5703 ФСС являются кредиторской задолженностью, является правильным.
Налоговый орган считает, что, поскольку налогоплательщиком в налоговой декларации за 2006 год указана подлежащая уплате по сроку уплаты 15.01.2007 сумма налога 84812 руб., то с учетом уплаченных по сроку уплаты 15.11.2006 - 18422 руб., 15.12.2006 - 11311 руб, за декабрь 2006 года сумма налога, подлежащая уплате, составляет 55079 руб. (84812-18422-11311).
Однако установив, что сумма 84812 руб. состоит из суммы единого социального налога, подлежащего уплате 16216 руб., и возмещений исполнительного органа ФСС расходов по обязательному социальному страхованию за апрель - ноябрь - 68566 руб., арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что сумма 68566 руб. не является недоимкой по налогу.
Кроме того, учитывая, что платежным поручением от 25.12.2006 года N 398 Отделом образования в счет уплаты единого социального налога в бюджет Фонда социального страхования за декабрь 2006 года перечислена сумма 15270 руб., что установлено судом и не оспаривается налоговым органом, задолженность по уплате в Фонд социального страхования составила 777 руб.
Поскольку неуплата налога в этой сумме установлена судом, не оспаривается Отделом образования, указанная сумма подлежит взысканию, в связи с чем судебный акт подлежит изменению.
Довод кассационной жалобы о том, что налоговым органом правомерно зачтена уплаченная сумма в счет предыдущей недоимки, во внимание судом кассационной инстанции не принимается, так как назначением платежа указано: уплата единого социального налога в бюджет Фонда социального страхования за декабрь 2006 год.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.09.2007 Арбитражного суда Чукотского автономного округа, постановление от 14.11.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А80-166/2007 в части отказа в удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 но Чукотскому автономному округу о взыскании с Отдела образования администрации Иультинского муниципального района суммы единого социального налога, подлежащего уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 777 руб., и причитающейся суммы пени за несвоевременную уплату налога отменить. Заявленные требования в указанной части удовлетворить.
Взыскать с Отдела образования администрации Иультинского муниципального района единый социальный налог, подлежащий уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, в размере 777 руб, и причитающуюся сумму пени.
В остальной части судебные акты оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку сумма возмещения исполнительным органом Фонда социального страхования за последний квартал налогового периода (2006) 68566 руб. входит в состав единого социального налога, налогоплательщик обязан в силу статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исчислить и уплатить налог в установленный срок исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных пунктом 1 статьи 241 НК РФ.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 243 НК РФ сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы, указанной в статье 237."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 марта 2008 г. N Ф03-А80/08-2/308
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании