Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Департамента по тарифам Приморского края: Капорова О.В. - заместитель директора по доверенности от 02.11.2007 N 69/3187, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунсервис" на решение от 23.11.2007 по делу N А51-11201/2007 1-488 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Региональной энергетической комиссии Приморского края к администрации Пограничного городского поселения Пограничного муниципального района Приморского края, третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Коммунсервис", о признании недействующим подпункта 1.1 пункта 1 постановления администрации Пограничного городского поселения от 31.01.2007 N 8.
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2008. Полный текст постановления изготовлен 12.03.2008.
Региональная энергетическая комиссия Приморского края (ныне - Департамент по тарифам Приморского края) (далее - Департамент) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействующим подпункта 1.1 пункта 1 постановления администрации Пограничного городского поселения Пограничного муниципального района Приморского края от 31.01.2007 N 8 "Об утверждении цен и тарифов на услуги МУП "Коммунсервис" в сфере систем водоснабжения и водоотведения" (далее - постановление N 8).
Заявление мотивировано тем, что постановление N 8 в указанной части не соответствует пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210) в связи с превышением предельного индекса максимально возможного изменения тарифов, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 13.11.2006 N 244-па при установлении тарифов на оказываемые МУП "Коммунсервис" услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей Пограничного городского поселения.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное унитарное предприятие "Коммунсервис" (далее - МУП "Коммунсервис", предприятие).
Решением от 23.11.2007 заявление удовлетворено. Подпункт 1.1 пункта 1 постановления N 8 признан несоответствующим Федеральному закону N 210.
В кассационной жалобе МУП "Коммунсервис" просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель привел доводы о неправильном применении судом норм материального и процессуального права - пункта 7 части 2 статьи 5, статьи 17 Федерального закона N 210, статей 2, 192 АПК РФ. Полагает, что оспариваемое в части постановление N 8 принято администрацией Пограничного городского поселения в пределах компетенции в соответствии с Федеральным законом N 210. Считает, что оспариваемым постановлением тарифы на водоснабжение и водоотведение установлены для созданного в 2007 году предприятия, на которое не распространяются требования пункта 7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 210.
Кроме того, указал на то, что суд в нарушение требований части 2 статьи 192 АПК РФ не установил, чьи права и законные интересы нарушены при установлении тарифов, а также не реализовал право прокурора на участие в рассмотрении дела, предусмотренное статьей 52 АПК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент выразил несогласие с приведенными в ней доводами и просил в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Департамента привел доводы, соответствующие отзыву на кассационную жалобу и просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Представители администрации Пограничного городского поселения, МУП "Коммунсервис", надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.
Проверив законность решения от 23.11.2007, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 31.01.2007 администрацией Пограничного городского поселения Пограничного муниципального района Приморского края принято постановление N 8, подпунктом 1.1 пункта 1 которого утверждены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП "Коммунсервис" потребителям Пограничного городского поселения. Указанное постановление опубликовано в газете "Вестник Приграничья" 03.02.2007 N 12.
Полагая, что постановление N 8 в указанной части не соответствует требованиям Федерального закона N 210 и принято с превышением предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, Департамент выдал главе Пограничного городского поселения предписание от 03.05.2007 N 2 о досрочном пересмотре тарифов на услуги МУП "Коммунсервис".
Данное предписание исполнено администрацией Пограничного городского поселения путем издания постановления от 07.05.2007 N 31 "Об утверждении цен и тарифов на услуги МУП "Коммунсервис".
Впоследствии действие постановления от 07.05.2007 N 31 приостановлено постановлением администрации Пограничного городского поселения от 21.06.2007 N 46, а затем отменено постановлением администрации от 16.08.2007 N 60.
Считая, что администрацией Пограничного городского поселения фактически не исполнено предписание о досрочном пересмотре тарифов на услуги МУП "Коммунсервис", Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 210 органы местного самоуправления осуществляют полномочия по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Установлено, что постановлением администрации Приморского края от 13.11.2006 N 244-па "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2007 год" по Пограничному муниципальному району утвержден предельный индекс максимально возможного тарифа на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2007 год в размере 107,0%.
Судом установлено также, что данный предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса администрацией Приморского края утвержден, исходя из размера тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, действующих на 31.12.2006, и установленных постановлением администрации Приморского края от 12.01.2005 N 2-па "Об утверждении тарифов на услуги систем водоснабжения и водоотведения (канализации)".
Исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что в связи с принятием постановления N 8, фактический индекс роста тарифов на коммунальные услуги для потребителей Пограничного городского поселения по отношению к тарифам, действовавшим в 2006 году, превысил предельный индекс 107,0%, установленный постановлением администрации Приморского края от 13.11.2006 N 244-па, и составил: на водоснабжение - 129,0%; и на водоотведение - 124%.
Исходя их установленного, суд сделал правильный вывод о том, что постановление N 8 в оспариваемой части не соответствует пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 210 и признал подпункт 1.1 пункта 1 данного постановления недействующим.
Довод заявителя жалобы о невозможности применения предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для МУП "Коммунсервис", созданного в 2007 году, подлежит отклонению, поскольку судом установлен факт утверждения ранее уполномоченным органом тарифов на данный вид услуг и их действия в 2006 году.
При этом как усматривается из Информационного письма Федеральной службы по тарифам от 08.09.2006 N СН-4251/5 "По вопросу применения приказа Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 N 168-Э/3, в редакции приказа ФСТ России от 11.08.2006 N 179-Э/1", возможность применения предельных индексов зависит от факта установления тарифов ранее по данному виду услуг, а не от обстоятельств установления тарифов для конкретного юридического лица (смены юридических лиц, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения).
Как следует из материалов дела и установлено судом процедура утверждения тарифов на указанные услуги по Пограничному району ранее реализовывалась принятием постановления администрации Приморского края от 12.01.2005 N 2-па.
Несостоятелен и довод заявителя жалобы о фактическом запрете Пограничному городскому поселению регулировать деятельность по услугам водоснабжения и водоотведения в нарушение ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как реализация полномочий органами местного самоуправления должна производиться в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Подлежит отклонению и ссылка заявителя жалобы на неустановление судом нарушения оспариваемым постановлением чьих-либо прав и законных интересов, поскольку, признавая недействующим постановление N 8 в части установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям Пограничного городского поселения, суд исходил из нарушения прав потребителей указанных услуг.
Довод заявителя жалобы о том, что судом не реализовано право прокурора на участие в рассмотрении дела со ссылкой на статью 52 АПК РФ, основан на неверном толковании указанной нормы права, поэтому подлежит отклонению.
При принятии решения от 23.11.2007 арбитражным судом правильно применены нормы материального и процессуального права в связи с чем основания для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 23.11.2007 по делу N А51-11201/2007 1-488 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о невозможности применения предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для МУП "Коммунсервис", созданного в 2007 году, подлежит отклонению, поскольку судом установлен факт утверждения ранее уполномоченным органом тарифов на данный вид услуг и их действия в 2006 году.
При этом как усматривается из Информационного письма Федеральной службы по тарифам от 08.09.2006 N СН-4251/5 "По вопросу применения приказа Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 N 168-Э/3, в редакции приказа ФСТ России от 11.08.2006 N 179-Э/1", возможность применения предельных индексов зависит от факта установления тарифов ранее по данному виду услуг, а не от обстоятельств установления тарифов для конкретного юридического лица (смены юридических лиц, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения).
Как следует из материалов дела и установлено судом процедура утверждения тарифов на указанные услуги по Пограничному району ранее реализовывалась принятием постановления администрации Приморского края от 12.01.2005 N 2-па.
Несостоятелен и довод заявителя жалобы о фактическом запрете Пограничному городскому поселению регулировать деятельность по услугам водоснабжения и водоотведения в нарушение ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как реализация полномочий органами местного самоуправления должна производиться в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Подлежит отклонению и ссылка заявителя жалобы на неустановление судом нарушения оспариваемым постановлением чьих-либо прав и законных интересов, поскольку, признавая недействующим постановление N 8 в части установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям Пограничного городского поселения, суд исходил из нарушения прав потребителей указанных услуг."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 марта 2008 г. N Ф03-А51/08-1/59 "В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления осуществляют полномочия по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", сентябрь-октябрь 2008, N 5
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании