Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 марта 2008 г. N Ф03-А73/08-1/677
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Федеральной налоговой службы: Конева М.С., представитель, доверенность от 26.11.2007 б/н, от МУП ЖКХ N 2: Муратов И.Р., представитель, доверенность от 01.01.2008 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение от 14.01.2008 по делу N А73-926Н (5270/2006-9) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Федеральной налоговой службы о признании муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства N 2 Хабаровского муниципального района несостоятельным (банкротом).
Резолютивная часть постановления от 11 марта 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2008 года.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.10.2006 в отношении муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства N 2 Хабаровского муниципального района (далее - МУП ЖКХ N 2, предприятие, должник) введена процедура банкротства - наблюдение. При этом признаны обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника требования Федеральной налоговой службы в размере 2192661 руб. 09 коп. Временным управляющим утвержден Крылов А.В.
Определением арбитражного суда от 28.11.2006 признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов МУП ЖКХ N 2 требования Федеральной налоговой службы в размере 5091488 руб. 74 коп. из них недоимка - 4907593 руб. 69 коп., пени - 183895 руб. 05 коп.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.05.2007 МУП ЖКХ N 2 признано несостоятельным (банкротом) с открытием в отношении него конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден Муратов В.Р.
Конкурсный управляющий должника 21.11.2007 обратился в арбитражный суд с заявлением об исключении требований Федеральной налоговой службы в размере 5091488 руб. 74 коп. из реестра требований кредиторов МУП ЖКХ N 2 на основании пункта 6 статьи 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве). Заявление мотивировано тем, что указанные требования включены в реестр требований кредиторов должника дважды, а также на основании решений налогового органа, вынесенных в отношении другого юридического лица.
Определением от 14.01.2008 требования Федеральной налоговой службы в сумме 5091488 руб. 74 коп. исключены из реестра требований кредиторов должника и включены в реестр частично в размере 895443 руб. 21 коп. на основании статьи 16 Закона о банкротстве.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Федеральная налоговая служба просит определение от 14.01.2008 отменить. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о наличии у МУП ЖКХ N 2 задолженности в сумме, исключенной судом из реестра требований кредиторов, а также о том, что указанная задолженность уже включена в реестр требований кредиторов должника определением арбитражного суда от 28.11.2006, вступившим в законную силу.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Федеральной налоговой службы поддержал доводы, приведенные в жалобе, и просил ее удовлетворить.
Представитель МУП ЖКХ N 2 выразил несогласие с доводами кассационной жалобы, считает определение 14.01.2008 законным и обоснованным.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает его подлежащим отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, определением суда от 28.11.2006, вступившим в законную силу, требования Федеральной налоговой службы в размере 5091488 руб. 74 коп. признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов МУП ЖКХ N 2.
Удовлетворяя заявление конкурсного управляющего должника, суд исходил из того, что конкурсным управляющим подтверждено отсутствие задолженности предприятия на указанную сумму, а также из наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов должника требований Федеральной налоговой службы только в размере 895443 руб. 21 коп.
Между тем выводы суда противоречат требованиям части 1 статьи 16 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
Вопрос об обоснованности требований Федеральной налоговой службы в сумме 9009925 руб. 35 коп. являлся предметом рассмотрения арбитражного суда в судебном заседании 28.11.2006.
Должник имел возможность предъявить свои возражения относительно предъявленных требований, однако не воспользовался данным правом.
Требования Федеральной налоговой службы в сумме 5091488 руб. 74 коп., из которых 4907593 руб. 69 коп. - недоимка и 183895 руб. 05 коп. - пени признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов вступившим в законную силу определением от 28.11.2006.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Заявление конкурсного управляющего МУП ЖКХ N 2 об исключении требований Федеральной налоговой службы из реестра требований кредиторов должника по сути направлено на пересмотр вступившего в законную силу судебного акта (определения от 28.11.2006).
Между тем пересмотр вступившего в законную силу судебного акта осуществляется в соответствии с разделом VI АПК РФ (в порядке кассационного производства, в порядке надзора либо по вновь открывшимся обстоятельствам). Исключение требований Федеральной налоговой службы в сумме 5091488 руб. 74 коп., установленных вступившим в законную силу судебном актом, и включение их в реестр требований кредиторов должника в иной сумме противоречит принципу обязательности судебных актов, установленному статьей 16 АПК РФ.
Кроме того, возможность исключения требований из реестра требований кредиторов, предусмотренная пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве, реализуется, в том числе в случаях отмены в предусмотренном процессуальным законодательством порядке судебного акта, на основании которого требование было включено в реестр, признания в установленном порядке недействительным решения налогового органа о взыскании недоимки, в случае замены кредитора, по заявлениям кредиторов об исключении их собственных требований из реестра кредиторов.
Поскольку в данном случае таких обстоятельств не имелось, у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявления конкурсного управляющего МУП ЖКХ N 2 об исключении из реестра требований кредиторов должника требований Федеральной налоговой службы в сумме 5091488 руб. 74 коп.
При таких обстоятельствах определение суда от 14.01.2008 следует отменить на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, в удовлетворении заявления конкурсного управляющего МУП ЖКХ N 2 отказать.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
определение от 14.01.2008 по делу N А73-926Н (5270/2006-9) Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
В удовлетворении заявления конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства N 2 Хабаровского муниципального района отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявление конкурсного управляющего МУП ЖКХ N 2 об исключении требований Федеральной налоговой службы из реестра требований кредиторов должника по сути направлено на пересмотр вступившего в законную силу судебного акта (определения от 28.11.2006).
Между тем пересмотр вступившего в законную силу судебного акта осуществляется в соответствии с разделом VI АПК РФ (в порядке кассационного производства, в порядке надзора либо по вновь открывшимся обстоятельствам). Исключение требований Федеральной налоговой службы в сумме 5091488 руб. 74 коп., установленных вступившим в законную силу судебном актом, и включение их в реестр требований кредиторов должника в иной сумме противоречит принципу обязательности судебных актов, установленному статьей 16 АПК РФ.
Кроме того, возможность исключения требований из реестра требований кредиторов, предусмотренная пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве, реализуется, в том числе в случаях отмены в предусмотренном процессуальным законодательством порядке судебного акта, на основании которого требование было включено в реестр, признания в установленном порядке недействительным решения налогового органа о взыскании недоимки, в случае замены кредитора, по заявлениям кредиторов об исключении их собственных требований из реестра кредиторов."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 марта 2008 г. N Ф03-А73/08-1/677
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании