Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ситьковой О.Н, при секретаре судебного заседания Ивашовой К.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к Ставропольскому региональному отделению Общероссийского общественного движения в поддержку политики Президента Российской Федерации о ликвидации организации
установил:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском к Ставропольскому региональному отделению Общероссийского общественного движения в поддержку политики Президента Российской Федерации о ликвидации организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что Ставропольское региональное отделение Общероссийского общественного Движения в поддержку политики Президента Российской Федерации (далее ОД ПППР) создано в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от Закона N 82-ФЗ по решению общего собрания учредителей 12.05.2009, на основании решения Исполкома Общероссийского общественного Движения в поддержку политики Президента Российской Федерации от 07.05.2009 (выписка из протокола от 07.05.2009).
В ходе проводимой работы по осуществлению контроля установлено, что деятельность Общероссийского Общественного Движения в поддержку политики Президента Российской Федерации прекращена на основании решения Дорогомиловского районного суда г. Москвы суда от 14.03.2019, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ 06.06.2019 (на основании распоряжения Минюста России от 29.05.2019 N 652-р), что, по мнению административного истца, по сути, означает его ликвидацию.
Однако, в нарушение ст. 44 Закона N 82- ФЗ Ставропольское региональное отделение Общероссийского общественного движения в поддержку политики Президента Российской Федерации, являясь региональным отделением, продолжает свою деятельность, тогда как Уставом Общероссийского Общественного Движения в поддержку политики Президента Российской Федерации не предусмотрена возможность деятельности отделений на основании собственного устава.
Таким образом, Организация в своей деятельности руководствуется Уставом недействующей организации.
Административный истец полагает, что нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные при осуществлении деятельности Ставропольского регионального отделения Общероссийского общественного движения в поддержку политики Президента Российской Федерации, носят неустранимый характер.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
Административный истец Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
О слушании дела в суде административный ответчик Ставропольскоее региональное отделение Общероссийского общественного движения в поддержку политики Президента Российской Федерации извещался по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ: Ставропольский край, город Минеральные Воды, пр. 1-й Промышленный, 25.
От руководителя Регионального отделения Керимова Г.М. поступило заявление, в котором он просит рассмотреть дело без его участия, не возражает против удовлетворения иска.
В соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению административного дела в их отсутствие.
Исследовав материалы настоящего административного дела, представленные письменные доказательства, суд находит административные исковые требований подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 95-ФЗ "О политических партиях", контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации региональными отделениями политических партий, а также за соответствием деятельности региональных отделений политических партий положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии, осуществляет уполномоченный орган.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и Положению о Главном управлении Министерства юстиции Российской федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, а также Перечню Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденному приказом Минюста России N 25 от 03 марта 2014 года, уполномоченным органом является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы по субъектам Российской Федерации.
На территории Ставропольского края таким органом является Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - Главное Управление).
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения, согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 27 названного федерального закона, обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.
Исходя из положений пункта 3 статьи 42 указанного Федерального закона N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее Закон N), региональное отделение политической партии может быть ликвидировано по решению суда в случае: а) невыполнения требований пунктов 1, 4 и 5 статьи 9 настоящего Федерального закона; б) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии; в) утратил силу. - Федеральный закон от 02.04.2012 N 28-ФЗ; г) неоднократного непредставления региональным отделением политической партии в установленный срок в соответствующий территориальный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.
Из материалов административного дела следует, что Ставропольское региональное отделение Общероссийского общественного Движения в поддержку политики Президента Российской Федерации (далее ОД ПППР) создано в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от Закона N 82-ФЗ по решению общего собрания учредителей 12.05.2009, на основании решения Исполкома Общероссийского общественного Движения в поддержку политики Президента Российской Федерации от 07.05.2009 (выписка из протокола от 07.05.2009).
Решение о государственной регистрации Организации при создании принято Главным управлением 11.06.2009 (распоряжение от 11.06.2009 N 683). Зарегистрирована организация в соответствии с положениями ст. 18 Федерального закона от 19.05.1995 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и является региональным отделением Общероссийского Общественного Движения в поддержку политики Президента Российской Федерации ОГРН 1027700430845, что отражено в наименовании Организации и установлено п. 1.6 и п. 6.3 Устава.
22.06.2009 Управлением ФНС России по Ставропольскому краю внесена запись в ЕГРЮЛ о государственной регистрации юридического лица при создании, ОГРН 1092600001273, ИНН/КПП 2625035890/263001001.
В соответствии с положениями действующего законодательства п. 4.1 ст.32 Закона N 7-ФЗ, ст. 38 Закона N 82-ФЗ и Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста N 25 от 03.3, 03.2014, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю осуществляет контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами.
В ходе проводимой работы по осуществлению контроля установлено, что деятельность Общероссийского Общественного Движения в поддержку политики Президента Российской Федерации прекращена на основании решения Дорогомиловского районного суда г. Москвы суда от 14.03.2019, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ 06.06.2019 (на основании распоряжения Минюста России от 29.05.2019 N 652-р), что, по мнению административного истца, по сути, означает его ликвидацию.
В соответствии с положениями ст. 44 Закона N 82 ФЗ - структурные подразделения - организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего объединения. Прекращение деятельности Общероссийского Общественного Движения в поддержку политики Президента Российской Федерации как юридического лица влечет ликвидацию созданных им региональных отделений (организаций).
Однако, в нарушение ст. 44 Закона N 82- ФЗ Организация, являясь региональным отделением, продолжает свою деятельность после прекращения деятельности, тогда как Уставом Общероссийского Общественного Движения в поддержку политики Президента Российской Федерации не предусмотрена возможность деятельности отделений на основании собственного устава. Таким образом, Организация в своей деятельности руководствуется Уставом недействующей организации.
Закон N 82-ФЗ обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, в том числе ежегодно информировать Главное управление, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителе общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать Главное управление об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в г. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования этого имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приказом Минюста России от 31.03.2021 N 50 О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 N122 "Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности" срок предоставления отчетности за 2020 год перенесен на 15.07.2021.
За непредставление отчетности за 2020 год, в соответствии со ст. 38 Закона N 82-ФЗ Главным управлением в адрес Ставропольского регионального отделения Общероссийского общественного движения в поддержку политики Президента Российской Федерации вынесено предупреждение, обязывающее устранить выявленные нарушения законодательства до 30.09.2021 (от 26.07.2021 исх.N 26/03-6049).
Предупреждение направлено в адрес Организации, содержащийся в ЕГРЮЛ и на адрес регистрации руководителя Организации. Однако, почтовые отправления, возвращены почтовым отделением по причине отсутствия адресата.
Так же, 14.09.2021 Главным управлением составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за непредставление или несвоевременное представление в Главное управление сведений информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления Главным управлением его законной деятельности.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 города Минеральные Воды от 14.10.2021 N 3-785-22-273/21 юридическое лицо признано виновным в совершении данного правонарушения, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Нарушения Организацией в установленные сроки не устранены. Предупреждение, вынесенное Главным управлением 26.07.2021, не исполнено. За неисполнение предупреждения 05.10.2021 Главным управлением составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса 3 Ф об административных правонарушениях, за неисполнение в установленный срок законного предписания Главного управления. Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 - Минеральные Воды от 08.11.2021 N 3-866-22-273/21 юридическое лицо признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного - 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Нарушения Организацией до настоящего времени не устранены, административный штраф не оплачен.
В соответствии с требованиями действующего законодательства и на основании приказа Главного управления от 27.10.2020 N 243 "Об утверждении плана проведения плановых проверок некоммерческих организаций на 2021 год" была назначена плановая документарная проверка Организации. 22.12.2021 Главным управлением по адресу Организации, и по адресу регистрации руководителя, было направлено уведомление о проведении проверки с приложением копии распоряжения исх.N 26/03-10887 от 22.12.2021.
Почтовые отправления, возвращены почтовым отделением по причине истечения срока хранения.
В соответствии с п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, также, если оно не находится по указанному адресу.
Таким образом, корреспонденция считается доставленной юридическому лицу, если она отправлена по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц и независимо от того, получено оно или нет.
Кроме того, в соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц. Указанные предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, подпункты "в", "в.1" п. 1 ст. 5, пп. "и" пункта 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В установленный срок нарушения Отделением не устранены.
Согласно уведомлению о проведении проверки Организации необходимо к дате начала проведения проверки (20.01.2022) представить документы, указанные в распоряжении о проведении проверки за период деятельности не превышающий трех лет, непосредственно предшествовавших нате начала проведения проверки. К дате начала проверки документы Организацией не представлены. Проверка организации проведена путем изучения материалов учетного дела, выписки из ЕГРЮЛ, информации о деятельности Организации, полученной от иных органов власти.
По результатам проверки 16.02.2022 Главным управлением составлен акт с указанием следующих нарушений законодательства:
Пункта 1 ст. 32 Закона N 7 ФЗ и ст. 29 Закона N 82-ФЗ - так как для проверки не представлены документы, указанные в распоряжении о проведении проверки, Организацией не оказано содействие представителю Главного управления в ознакомлении с деятельностью Организации, в связи с постижением уставных целей и соблюдения законодательства Российской Федерации; ст. 44 Закона N 82- ФЗ. 1 ст. 52 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона N 7-ФЗ - так как Организация, являясь региональным отделением Общероссийского Общественного Движения в поддержку политики Президента Российской Федерации, руководствующимся ее Уставом, однако продолжает свою деятельность после прекращения деятельности ОД ПППР; п. 2 ст. 123.8 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Закона N 7-ФЗ, ст. 29 Закона N82-ФЗ - так как Организация ежегодно не публиковала отчеты об использовании своего имущества; ст. 24 Закона N 82-Ф - так как Организация в своей деятельности использует герб города Ставрополя.
Согласно части первой статьи 26, абзацам третьему и четвертому части первой статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае Минюста России) в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в случае неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из характера и многочисленности допущенных Организацией нарушений и их последствий, неоднократности применения административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, которое не повлекло устранения их последствий, применение крайней меры публично-правовой ответственности в виде ликвидации общественного объединения является обоснованным и соответствует принципу соразмерности допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.
В силу части второй статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" структурные подразделения - организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Ставропольского регионального отделения Общероссийского общественного движения в поддержку политики Президента Российской Федерации предъявлено в суд уполномоченным органом.
Прекращение деятельности Ставропольского регионального отделения Общероссийского общественного движения в поддержку политики Президента Российской Федерации в случае его ликвидации влечет за собой исключение такого Регионального отделения из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в указанный реестр соответствующих записей (пункт 6 статьи 42 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ).
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к Ставропольскому региональному отделению Общероссийского общественного движения в поддержку политики Президента Российской Федерации - удовлетворить.
Ликвидировать Ставропольское региональное отделение Общероссийского общественного движения в поддержку политики Президента Российской Федерации и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, через Ставропольский краевой суд, принявший решение по первой инстанции.
Дата составления мотивированного решения суда 15 июля 2022 года.
Судья Ситькова О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.