Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 марта 2008 г. N Ф03-А73/08-2/569
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Правительства Хабаровского края - Тимошенко С.Н., представитель, доверенность от 15.05.2007 N 4.1.2.28-5746, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Боровикова Н.А., специалист-эксперт, доверенность от 08.10.2007 N 01/3-3846, от ООО "Кристалл ДВ" - Панин Э.Е., генеральный директор, протокол от 26.10.2007, Казаков А.А., представитель, доверенность от 01.03.2008, рассмотрел кассационную жалобу Правительства Хабаровского края на решение от 26.11.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-9554/2007-23, по заявлению Правительства Хабаровского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю о признании недействительными решения от 23.08.2007 N 101 и предписания от 23.08.2007 N 60.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2008 года.
В судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) до 12.03.2008.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Кристалл ДВ" (далее - ООО "Кристалл ДВ"), общество с ограниченной ответственностью "Джи-Эс-Ти Хабаровск" (далее - ООО "Джи-Эс-Ти Хабаровск").
Правительство Хабаровского края (далее - правительство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения от 23.08.2007 N 101 и предписания от 23.08.2007 N 60 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление, антимонопольный орган).
Решением суда от 26.11.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судом сделан вывод о том, что заявитель неправомерно отказал в участии в аукционе ООО "Кристалл ДВ", ссылаясь на отсутствие в решении об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе обоснования такого решения с указанием правовых норм, которым не соответствует заявка, что является нарушением части 3 статьи 36 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого Арбитражного суда Хабаровского края решения проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе правительства, полагающего, что судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, им соблюдены требования, предъявляемые к содержанию протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе; ООО "Кристалл ДВ" не допущено к аукциону, поскольку его заявка не соответствовала документации об аукционе в части технических требований; судом применены положения Закона, не вступившие законную силу.
В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласны, просят оставить решение суда без изменения.
ООО "Кристалл ДВ" отзыв на кассационную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании поддержал доводы управления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, выслушав мнение представителей сторон, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит оспариваемый судебный акт подлежащим отмене исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24.07.2007 в газете "Приамурские ведомости" опубликовано извещение о проведении 17.08.2007 открытого аукциона на поставку системных блоков персональных компьютеров в количестве 39 единиц, заказчиком которого выступило правительство.
По результатам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе комиссией правительства составлен протокол от 15.08.2007 N 1/52.ОА.Т.07, в котором указано, что к участию в аукционе из восьми участников допущены ООО "Джи-Эс-Ти Хабаровск" и ООО "Компьюлинк".
ООО "Кристалл-ДВ" аукционной комиссией правительства 16.08.2007 уведомлено об отказе в допуске к участию в аукционе, в связи с несоответствием предложения техническим требованиям к системным блокам персональных компьютеров, указанным в документации открытого аукциона.
Не согласившись с решением аукционной комиссии ООО "Кристалл-ДВ" обратилось в антимонопольный орган с заявлением о признании его неправомерным.
Решением от 23.08.2007 N 101 антимонопольный орган признал жалобу ООО "Кристалл ДВ" обоснованной, действия аукционной комиссии по проведению открытого аукциона - противоречащими части 3 статьи 36 Закона. Предписанием от 23.08.2007 N 60 антимонопольный орган обязал аукционную комиссию правительства в срок до 14.09.2007 устранить нарушение требований Закона, для чего последней следует повторно провести процедуру размещения заказа в соответствии с требованиями действующего законодательства с момента рассмотрения заявок для участия в открытом аукционе.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, правительство оспорило их в арбитражном суде.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о нарушении заявителем требований, предъявляемых к содержанию решения об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе, установленных частью 3 статьи 36 Закона. Между тем судом не учтено следующее.
Согласно части 3 статьи 36 Закона (в редакции до 24.07.2007) решение о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе должно иметь обоснование такого решения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона, при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе.
Общие условия проведения аукциона установлены принятой правительством документацией для проведения открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку компьютерной техники (далее документация), которая предусматривает, что государственный заказчик проводит аукцион, предмет и условия которого изложены в информационной карте аукциона, в соответствии с процедурами, условиями и положениями настоящей документации об аукционе.
К одним из условий исполнения государственного контракта, указанных в информационной карте относятся сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара (пункт 3.3.2 документации).
Положения, регулирующие порядок рассмотрения заявок на участие в аукционе и допуска к участию, закрепляют, что единая комиссия по проведению аукционов рассматривает заявки на участие в аукционе на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об аукционе (пункт 5.1 документации).
Участник размещения заказа не допускается к участию в аукционе в случае несоответствия заявки требованиям аукционной документации, в частности, отсутствия в содержании заявки обязательной информации, предусмотренной требованиями документации (пункт 5.3.1 документации).
Техническими требованиями системных блоков персональных компьютеров в документации обозначено, что корпус должен быть стандарта mАТХ.
Как видно из представленной ООО "Кристалл-ДВ" заявки, корпус указан DEPO PC-201 BLACK, Midi Tower, что не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе.
Из содержания протокола от 15.08.2007 N 1/52.ОА.Т.07 видно, что требования, установленные действовавшим в период спорных правоотношений Законом, аукционной комиссией правительства соблюдены. Обоснованием отказа обозначен факт несоответствия предложения техническим требованиям к системным блокам персональных компьютеров, указанным в документации открытого аукциона.
При таких обстоятельствах решение от 23.08.2007 N 101 и предписание от 23.08.2007 N 60 антимонопольного органа являются недействительными.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ в часть 3 статьи 36 Закона внесены изменения, согласно которым решение об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе помимо обоснования такого решения должно содержать в помимо прочего указание положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положений такой заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе или об отказе ему в допуске к участию в аукционе.
Однако указанные изменения вступили в законную силу 01.10.2007 и не могли применяться в период спорных правоотношений.
При таких обстоятельствах довод заявителя жалобы о том, что в данном случае следует применить положения Закона в первоначальной редакции, признается судом кассационной инстанции законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Хабаровского края принято с неправильным применением норм материального права, поэтому подлежит отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.11.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-9554/2007-23 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Решение от 23.08.2007 N 101 и предписание от 23.08.2007 N 60 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю как несоответствующие Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" признать недействительными.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ в часть 3 статьи 36 Закона внесены изменения, согласно которым решение об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе помимо обоснования такого решения должно содержать в помимо прочего указание положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положений такой заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе или об отказе ему в допуске к участию в аукционе.
Однако указанные изменения вступили в законную силу 01.10.2007 и не могли применяться в период спорных правоотношений.
При таких обстоятельствах довод заявителя жалобы о том, что в данном случае следует применить положения Закона в первоначальной редакции, признается судом кассационной инстанции законным и обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 марта 2008 г. N Ф03-А73/08-2/569
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании