Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 марта 2008 г. N Ф03-А73/08-1/587
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Шальнева М.А. - представитель по доверенности от 03.08.2007 N 1.33-267, от третьего лица: Завалишина А.А. - юрисконсульт по доверенности от 22.06.2007 N 4137, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Хабаровска на решение от 18.10.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 24.12.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-7334/2007-19, по заявлению Администрации города Хабаровска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, 3-и лица: Федеральное государственное учреждение "Управление ДВО", Хабаровская КЭЧ о признании недействительным распоряжения от 29.05.2007 N 831.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2008 года.
Администрация города Хабаровска обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения от 29.05.2007 N 831 Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Управление Дальневосточного военного округа" (Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть) в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: Федеральное государственное учреждение "Управление ДВО", Хабаровская КЭЧ.
Решением от 18.10.2007, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2007, в удовлетворении заявленного требования отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация города Хабаровска в своей кассационной жалобе просит их отменить и удовлетворить заявленное требование.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что судом не установлены факты, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и им не дана оценка; не применены подлежащие применению нормы материального права; нарушены требования Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Администрации г. Хабаровска поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Хабаровской КЭЧ выразила согласие с принятыми по делу решением и постановлением, полагая их законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в заседании объявлялся перерыв до 17.03.2008 до 14-30 часов.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и выслушав представителей сторон в заседании, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене.
Как видно из материалов дела, предметом настоящего заявления является законность распоряжения ТУ ФАУФИ по Хабаровского краю от 29.05.2007 N 831 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Управление Дальневосточного военного округа" (Хабаровская КЭЧ) в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск", согласно которому прекращено право оперативного управления ФГУ "Управление ДВО (Хабаровской КЭЧ)" на относящееся к федеральной собственности имущество 69 наименований согласно приложению с передачей его в собственность МО "Городской округ "Город Хабаровск".
Данным распоряжением муниципальному образованию "Городской округ "Город Хабаровск" дано указание представить на утверждение ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю подписанный акт приема-передачи этого имущества в течение 3-х недель с момента издания настоящего распоряжения.
Согласно пункту 5 распоряжения в случае, если в установленный срок акт приема-передачи не подписан и не представлен в установленный срок МО "Городской округ "Город Хабаровск" в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, этот акт утверждается ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю в одностороннем порядке.
Рассматривая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд исходил из того, что передаваемое по спорному распоряжению имущество (жилищный фонд и объекты его инфраструктуры) согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 включены в перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности, и это имущество подлежало безвозмездной передаче в муниципальную собственность согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом судом апелляционной инстанции сделан не соответствующий представленным в деле доказательствам вывод о том, что при передаче имущества были соблюдены требования Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ".
Так представленный в материалах дела перечень имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Управление КЭУ ДВО (Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть), передаваемого в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск", содержит лишь идентифицирующие данные передаваемых объектов, что не соответствует перечню документов, указанному в Постановлении Правительства РФ от 13.06.2006 N 374.
Кроме того, заявление Администрации г. Хабаровска содержит ссылку на Определение от 07.12.2006 N 542-O Конституционного Суда Российской Федерации, установившего конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Согласно данному Определению Конституционного Суда Российской Федерации, положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 21.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, предполагает необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решение о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.
Данные положения Конституционного суда РФ содержат общее толкование конституционно-правового смысла указанного закона с учетом обеспечения баланса интересов названных публичных образований и исключения возможности принятия федеральным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о безвозмездной передаче имущества в одностороннем порядке.
Вывод суда о том, что данное Определение относится только к обстоятельствам передачи муниципального имущества в федеральную собственность и не распространяется на рассматриваемые в настоящем споре правоотношения по передаче федерального имущества в муниципальную собственность противоречит общим принципам гражданского законодательства, установленным статьей 1 ГК РФ.
Таким образом, поскольку обжалуемые судебные акты содержат выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам, а также приняты без учета общего конституционно-правового смысла части 11 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, выявленного Определением от 07.12.2006 N 542-О Конституционного Суда Российской Федерации, поэтому они подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.10.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 24.12.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-7334/2007-19 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно данному Определению Конституционного Суда Российской Федерации, положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 21.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, предполагает необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решение о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.
...
Вывод суда о том, что данное Определение относится только к обстоятельствам передачи муниципального имущества в федеральную собственность и не распространяется на рассматриваемые в настоящем споре правоотношения по передаче федерального имущества в муниципальную собственность противоречит общим принципам гражданского законодательства, установленным статьей 1 ГК РФ.
Таким образом, поскольку обжалуемые судебные акты содержат выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам, а также приняты без учета общего конституционно-правового смысла части 11 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, выявленного Определением от 07.12.2006 N 542-О Конституционного Суда Российской Федерации, поэтому они подлежат отмене."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 марта 2008 г. N Ф03-А73/08-1/587
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании