Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 марта 2008 г. N Ф03-А51/07-2/6155
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя - КГУ "Приморское лесничество": Завертанная Л.В. - представитель по доверенности от 19.03.2008 N 30, от Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю: Яковенко М.В. - представитель по доверенности от 25.03.2008 б/н; Бакина Т.М. - представитель по доверенности от 10.08.2007 N 02-16095; Мальцева Е.А. - представитель по доверенности от 19.01.2007 N 02-543, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Краевого государственного учреждения "К" на решение от 06.04.2007, постановление от 01.10.2007 по делу N А51-10643/06 8-266 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Краевого государственного учреждения "К" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю о признании частично недействительным решения от 30.06.2006 N 32.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2008 года.
Краевое государственное учреждение "К" (далее - лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 30.06.2006 N 32 в части доначисления налога на прибыль в сумме 10216408,68 руб., пени - 3226279,13 руб. и налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 7982664 руб., пени в сумме 2744248,7 руб. и привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по налогу на прибыль в сумме 2043281,34 руб., по НДС - 1271991,6 руб.
Решением суда от 06.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.10.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, подлежат налогообложению на общих основаниях.
Судебные акты проверяются по доводам, изложенным в кассационной жалобе лесхоза, который просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, так как выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также арбитражным судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Инспекция в отзыве с доводами кассационной жалобы не согласна, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
Суд кассационной инстанции до начала судебного разбирательства в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел процессуальное правопреемство, заменив участвующее в деле Краевое государственное учреждение "К" на Краевое государственное учреждение "Приморское лесничество".
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании решения N 32 от 29.03.2006 инспекцией в порядке статей 31, 89 Налогового кодекса РФ проведена выездная налоговая проверка предприятия, по вопросу соблюдения им налогового законодательства за период с 01.01.2003 по 30.03.2006, по окончании которой был составлен акт выездной налоговой проверки N 32 от 25.05.2006 и принято решение N 32 от 30.06.2006 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с решением налогового органа, КГУ "Приморское лисничество" обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании его недействительным в части доначисления налога на прибыль и НДС, соответствующих им пеней и привлечения к налоговой ответственности. Арбитражный суд на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, и правомерно пришел к выводу о том, что операции по реализации древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг) и не являются исключительными полномочиями лесхоза, в связи с чем подлежат налогообложению на общих основаниях.
Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). Подпунктом 4 пункта 2 этой статьи предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций (исключительных полномочий в определенной сфере деятельности - в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Льготы по НДС предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса также не исключает реализацию товаров из предусмотренных пунктом 1 этой статьи объектов налогообложения.
В данном случае лесхоз осуществлял реализацию древесины, полученной от мер ухода за лесом. В соответствии с пунктом 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса признается передача на возмездной основе права собственности на товар, следовательно, лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины).
Применение к спорным правоотношениям положений подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ необоснованно, так как операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации данные операции могут выполняться и лесопользователями.
При таких обстоятельствах, налоговым органом правомерно был доначислен НДС в сумме 7982664 руб., пени от неуплаченной суммы налога в сумме 2744248,7 руб. и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 1271991,6 руб.
Также правомерно доначислен лесхозу к уплате налог на прибыль в сумме 10216408,68 руб. и соответствующая пеня за его несвоевременную уплату, при этом судом обоснованно не принят во внимание довод налогоплательщика о том, что полученные в результате своей деятельности денежные средства являются целевыми средствами и не подлежат обложению налогом на прибыль в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, так как к средствам целевого финансирования, согласно указанной норме права, относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией - источником целевого финансирования или федеральными законами в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Довод заявителя жалобы о том, что средства, полученные лесхозом от реализации древесины, относятся к средствам целевого финансирования и наряду с бюджетными источниками финансирования направляются на ведение лесного хозяйства, поэтому не являются объектом налогообложения, ошибочен, так как согласно Бюджетному кодексу РФ доходы, полученные от деятельности, приносящей доход, учитываются после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах.
Кроме того, кассационная инстанция считает, что по существу доводы жалобы направлены на переоценку исследованных арбитражным судом доказательств по делу, поэтому по правилам статьи 286 АПК РФ такие доводы не учитываются, а основания, установленные пунктом 2 части 1 статьи 287 Кодекса, для отмены решения и постановления апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 48, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
В порядке процессуального правопреемства произвести замену КГУ "К" на КГУ "Приморское лесничество".
решение от 06.04.2007, постановление апелляционной инстанции от 01.10.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу А51-10643/06 8-266 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп.4 п.2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.
По мнению налогового органа, реализация лесхозом древесины не относится к операциям, предусмотренным подп.4 п.2 ст. 146 НК РФ, потому подлежит налогообложению НДС на общих основаниях.
Суд сделал вывод о том, что операции по реализации древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг) государственными органами в рамках выполнения возложенных на них полномочий, а также не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ данные операции могут выполняться и лесопользователями.
Лесхоз осуществлял реализацию древесины, полученной от мер ухода за лесом.
Суд указал, что льготы по НДС предоставлены лесхозам подп.17 п.2 ст. 149 НК РФ, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами.
Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.
Суд поддержал позицию налогового органа, решение суда оставил без изменения, кассационную жалобу налогоплательщика - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 марта 2008 г. N Ф03-А51/07-2/6155
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании