Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 марта 2008 г. N Ф03-А24/08-1/733
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: ОАО "Дальсвязь" - Луценко И.М. - представитель по доверенности от 11.01.2007 N ДСВ-22/хф, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю на решение от 12.12.2007, дополнительное решение от 13.12.2007 по делу N А24-2226/07-20 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи" к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Камчатской области, 3-е лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи по Камчатской области, о признании недействительными Решения и предписания Камчатского УФАС России от 25.05.2007.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2008 года.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная компания электросвязи" (далее - ОАО "Дальсвязь") обратилось в арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов Камчатского Управления Федеральной антимонопольной службы России (далее - УФАС, антимонопольный орган) - Решения от 25.05.2007 N 724/08 и предписания от 25.05.2007 N 725/08, которыми обязало открытое акционерное общество "Дальсвязь":
1. Прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в действиях по установлению платы за переход с одного тарифного плана на другой тарифный план, результатом которых явилось ущемление интересов абонентов-граждан в праве выбора системы оплаты местных телефонных соединений;
2. Прекратить взимание платы с абонентов-граждан за внесение изменений в договор оказания услуг телефонной связи в части изменения системы оплаты местных телефонных соединений (тарифного плана);
3. Доход от взимания платы с абонентов-граждан Камчатской области и Корякского автономного округа за переход на другой тарифный план, полученный на дату рассмотрения дела в размере 16290 (шестнадцать тысяч двести девяносто) рублей, а также полученный с 16 мая 2007 года, перечислить в федеральный бюджет.
В обоснование заявленных требований указывает, что права абонентов не ущемляются, поскольку возможность их перехода на другой тарифный план не ограничивается, а взимание платы за внесение изменений в договор предусмотрено пунктом 125 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 310 (далее - Правила).
Решением суда от 12.12.2007 с учетом дополнительного решения от 13.12.2007 требования ОАО "Дальсвязь" удовлетворены: решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области от 25.05.2007 N 724/08 и Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области от 25.05.2007 N 725/08 признаны недействительными как противоречащие Федеральному закону от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и Федеральному закону от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". С управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области в пользу ОАО "Дальсвязь" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.
Законность вынесенного по делу судебного акта проверяется в суде кассационной инстанции по жалобе Камчатского УФАС России, полагающего его отменить как принятый с неправильным применением норм материального права к обстоятельствам дела.
При этом заявитель ссылается на неприменение судом к обстоятельствам установления ОАО "Дальсвязь" платы с абонентов при переходе с одного тарифного плана на другой в размере 90 руб. части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, запрещающей действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются ущемление интересов других лиц, навязывание контрагенту условий договора невыгодных для него и не относящихся к предмету договора, поскольку ОАО "Дальсвязь" не доказало, что это дополнительная услуга, по которой оператор связи несет дополнительные расходы, не включенные в стоимость его услуг по договору с абонентом.
Заявитель жалобы ссылается также на нарушение судом норм АПК РФ при отнесении на него расходов по госпошлине по иску как за оспаривание двух ненормативных актов, в то время как предписание выданное на основании решения УФАС, не является самостоятельным ненормативным актом, подлежащим оспариванию в суде.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований для отмены принятого по существу спора решения суда от 12.12.2007.
Дополнительное решение суда от 13.12.2007 подлежит отмене, как принятое с нарушением ст. 110 АПК РФ.
Как установлено судом, Камчатским УФАС России по заявлению общественной организации "Общество защиты прав потребителей" проведена проверка по факту взимания ОАО "Дальсвязь" платы за перевод абонентов с одного тарифного плана на другой при введении новой системы оплаты услуг местной связи.
По результатам проверки антимонопольным органом вынесено Решение от 25.05.2007 N 724/08, в соответствии с которым в действиях ОАО "Дальсвязь, занимающего доминирующее положение на рынке услуг местной телефонной связи в географических границах Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областях, Еврейской автономной области и включенного в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% усмотрено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". На основании вышеуказанного решения Камчатским УФ АС России 25.05.2007 выдано предписание ОАО "Дальсвязь", оспариваемое заявителем в настоящем производстве.
Арбитражный суд правомерно посчитал, что выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом решении, не могут быть признаны законными и, соответственно, не могут являться основанием для привлечения ОАО "Дальсвязь" к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в виде изъятия полученной с абонентов платы в доход федерального бюджета.
Из решения Камчатского УФ АС от 25.05.2007 N 724/08 следует, что дело возбуждено по признакам нарушения ОАО "Дальсвязь" части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, выразившегося в действиях по установлению необоснованной платы за внесение изменений в договор на оказание услуг связи в части изменения системы оплаты услуг (изменение тарифного плана), ущемляющих интересы абонентов - граждан.
Удовлетворяя заявленные требования ОАО "Дальсвязь", суд, правильно установив фактические обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о том, что установление оператором связи платы, взыскиваемой с абонента в размере 90 руб., за услугу по переходу с одного тарифного плана на другой соответствовало пунктам 54, 124, 125 Правил оказания на услугу местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, установленных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 310 (в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемых актов).
При этом суд, с учетом представленных истцом доказательств (расчета затрат услугу по переводу на другой тарифный план) признал, что внесение изменений в договор на оказание услуг связи по заявлению абонента о переходе на другой тарифный план осуществляется не автоматически, а влечет необходимость выполнения оператором связи дополнительных работ программного и технического характера по изменению базы данных, которые подлежат оплате стороной инициатором таких изменений в силу пункта 125 указанных Правил в редакции, действующей на момент установления такой платы и вынесения оспариваемого решения УФАС.
Постановлением Правительства РФ от 25.07.2007 N 477 "О внесении изменений в Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи", принятым после вынесения оспариваемого ненормативного акта, пункт 125 Правил после слов "эти работы" дополнен словами "за исключением работ, связанных с выбором и изменением абонентом тарифного плана для оплаты услуг местной телефонной связи".
Вместе с тем, положение о том, что переход с одного тарифного плана на другой тарифный план производится бесплатно, действует лишь с момента вступления в силу вышеуказанного Постановления РФ и не может распространяться на правоотношения, возникшие до вступления в силу этого постановления, когда такого запрета этими Правилами установлено не было.
Поскольку принятые Камчатским УФАС в отношении ОАО "Дальсвязь" Решение и Предписание противоречат указанному законодательству и нарушают права и законные интересы последнего в сфере предпринимательской деятельности, суд правомерно признал их недействительными на основании части 2 статьи 201 АПК РФ.
Решение суда по существу спора, как принятое с правильным применением норм материального права к установленным обстоятельствам дела, подлежат оставлению без изменения.
При отнесении на ответчика расходов по госпошлине по иску в сумме 4000 руб., как за оспаривание двух ненормативных актов, суд не учел, что оспариваемое предписание Камчатского УФАС не имеет самостоятельного значения, поскольку принято во исполнение решения, а потому не может быть оспорено отдельно без решения, излишне взыскав в нарушение статьи 110 АПК РФ с Камчатского УФАС России 2000 руб. госпошлины по иску дополнительным решением от 13 декабря 2007.
В связи с чем указанное дополнительное решение подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
дополнительное решение от 13.12.2007 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-2226/07-20 отменить.
Решение от 12.12.2007 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-2226/07-20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования ОАО "Дальсвязь", суд, правильно установив фактические обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о том, что установление оператором связи платы, взыскиваемой с абонента в размере 90 руб., за услугу по переходу с одного тарифного плана на другой соответствовало пунктам 54, 124, 125 Правил оказания на услугу местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, установленных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 310 (в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемых актов).
При этом суд, с учетом представленных истцом доказательств (расчета затрат услугу по переводу на другой тарифный план) признал, что внесение изменений в договор на оказание услуг связи по заявлению абонента о переходе на другой тарифный план осуществляется не автоматически, а влечет необходимость выполнения оператором связи дополнительных работ программного и технического характера по изменению базы данных, которые подлежат оплате стороной инициатором таких изменений в силу пункта 125 указанных Правил в редакции, действующей на момент установления такой платы и вынесения оспариваемого решения УФАС.
Постановлением Правительства РФ от 25.07.2007 N 477 "О внесении изменений в Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи", принятым после вынесения оспариваемого ненормативного акта, пункт 125 Правил после слов "эти работы" дополнен словами "за исключением работ, связанных с выбором и изменением абонентом тарифного плана для оплаты услуг местной телефонной связи".
Вместе с тем, положение о том, что переход с одного тарифного плана на другой тарифный план производится бесплатно, действует лишь с момента вступления в силу вышеуказанного Постановления РФ и не может распространяться на правоотношения, возникшие до вступления в силу этого постановления, когда такого запрета этими Правилами установлено не было."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 марта 2008 г. N Ф03-А24/08-1/733
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании