Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 апреля 2008 г. N Ф03-А37/08-1/839
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от мэрии г. Магадана: Поликанова Л.О. - консультант по доверенности от 08.08.2007 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Департамента здравоохранения администрации Магаданской области, администрации Магаданской области на постановление от 25.12.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А37-1429/2007-7 Арбитражного суда Магаданской области, по иску общества с ограниченной ответственностью "Латорица" к государственному учреждению здравоохранения "Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий N 2", мэрии г. Магадана, третьи лица: администрация Магаданской области, Департамент здравоохранения администрации Магаданской области, Департамент строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии г. Магадана, Управление здравоохранения мэрии г. Магадана, о взыскании 1548263 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 01.04.2008. Полный текст постановления изготовлен 04.04.2008.
Общество с ограниченной ответственностью "Латорица" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к государственному учреждению здравоохранения "Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий N 2", мэрии г. Магадана о взыскании задолженности за выполненные работы по муниципальному контракту от 16.05.2005 N 390100500015 в сумме 1384844 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 163419 руб. согласно статье 395 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Магаданской области, Департамент здравоохранения администрации Магаданской области, Департамент строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии г. Магадана (определение от 23.07.2007), Управление здравоохранения мэрии г. Магадана (определение от 17.09.2007).
Решением от 17.10.2007 исковые требования в части взыскания задолженности по оплате за выполненные работы удовлетворены за счет мэрии г. Магадана, за счет казны муниципального образования "Город Магадан"; в части взыскания процентов в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда решение отменено, исковые требования в части взыскания основного долга в сумме 1384844 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 80000 руб. взысканы с ГУЗ "Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий N 2", в иске к мэрии г. Магадана отказано.
На постановление от 25.12.2007 поданы кассационные жалобы от: администрации Магаданской области, Департамента здравоохранения администрации Магаданской области, в которых заявители, не соглашаясь с выводами суда о возложении ответственности по оплате выполненных работ на ГУЗ "Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий N 2"; ссылаясь на положения пункта 3 статьи 764 ГК РФ, статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; на то, что мэрия г. Магадана является субсидиарным ответчиком по обязательствам муниципального учреждения; на то, что имущество муниципального учреждения принято в государственную собственность Магаданской области без кредиторской задолженности; в собственность субъекта Российской Федерации осуществляется передача имущества, а не обязательства (пункт 3 части 8 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ); на то, что работы выполнены до передачи имущества МУЗ в государственную собственность Магаданской области, просят отменить постановление, взыскав истребуемые истцом суммы, в том числе проценты с мэрии г. Магадана. Кроме того, Департамент со ссылкой на пункт 2.7 Устава ГУЗ указывает на отсутствие положений о том, что учреждение имеет право заниматься предпринимательской деятельностью либо оказывать платные медицинские услуги; настаивает, что такие услуги могут быть оказаны учреждением только на основании специального разрешения органа управления здравоохранения (Положение о порядке предоставления платных медицинских услуг населению учреждениями здравоохранения Магаданской области, утвержденных Постановлением Администрации Магаданской области от 28.06.1997 N 159).
В отзыве на кассационную жалобу мэрия г. Магадана, не соглашаясь с доводами жалобы администрации Магаданской области, просит оставить ее без удовлетворения, считая постановление от 25.12.2007 законным и обоснованным.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель мэрии г. Магадана, не соглашаясь с доводами кассационных жалоб, просил оставить их без удовлетворения. Представители других лиц, участвующих в деле, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали, при этом о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность постановления от 25.12.2007, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований для его отмены не установил.
Как следует из материалов дела, 16.05.2005 между МУЗ "Детский туберкулезный санаторий" (ныне ГУЗ "Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий N 2") - заказчик и ООО "Латорица" - подрядчик заключен муниципальный контракт N 390100500015 на выполнение ремонтно-строительных работ по МУЗ "Детский туберкулезный санаторий" в объеме согласно дефектной ведомости, предложенной заказчиком на конкурс, стоимость контракта составляет 1500000 руб.; основанием оплаты являются акты формы КС-2, КС-3.
Контракт заключен на основании решения конкурсной комиссии по определению подрядчика на выполнение капитального ремонта объектов бюджетной сферы и жилищного фонда, оформленного протоколом от 05.05.2005 N 299-орэ.
В ходе выполнения работ за период с июня 2005 года по сентябрь 2006 года сторонами оформлены акты приемки выполненных работ формы КС-2, согласно которым стоимость выполненных работ составила 3545619 руб.; заказчиком - МУЗ "Детский туберкулезный санаторий", за указанный период на основании его платежных поручений произведена оплата выполненных работ в сумме 2160775 руб., задолженность по оплате составила 1384844 руб. По состоянию на 01.01.2007 сумма задолженности подтверждена сторонами актом сверки взаимных расчетов.
На основании постановления мэра г. Магадана от 31.10.2006 N 2066 "Об утверждении перечней муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Магаданской области", постановления администрации Магаданской области от 21.12.2006 N 460-па "О передаче имущества из собственности муниципального образования "Город Магадан" в государственную собственность Магаданской области МУЗ "Детский туберкулезный санаторий" передано в государственную собственность Магаданской области. Согласно Уставу ГУЗ "Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий N 2" является правопреемником всех прав и обязанностей МУЗ "Детский туберкулезный санаторий".
ООО "Латорица", ссылаясь на дополнительное соглашение от 10.01.2006 N 2 к муниципальному контракту N 390100500015, и, полагая, что ответственность по оплате выполненных работ наряду с ГУЗ "Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий N 2" несет и мэрия г. Магадана, как лицо, от имени которого заключен муниципальный контракт, согласно пункту 1.2 Положения об организации закупки товаров, выполнении работ и оказании услуг для муниципальных нужд на территории муниципального образования "Город Магадан", утвержденного постановлением мэра г. Магадана от 19.04.2002 N 930, постановления мэра г. Магадана от 04.04.2003 N 713 (в редакции постановления мэра г. Магадана от 23.12.2003 N 2626) "Об утверждении проекта муниципального контракта", обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, заявив, в том числе, требования о взыскании процентов согласно статье 395 ГК РФ, определив период просрочки с 09.06.2006 по 22.06.2007.
При разрешении спора суд первой инстанции, установив, что работы выполнены подрядчиком в рамках муниципального контракта, отсутствие денежных средств ГУЗ "Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий N 2", отсутствие финансирования со стороны мэрии г. Магадана на оплату выполненных работ и, ссылаясь на положения ст. 763 ГК РФ, удовлетворил исковые требования в части взыскания задолженности по оплате выполненных работ в сумме 1384844 руб. за счет мэрии г. Магадана согласно ст.ст. 120, 1102 ГК РФ. При этом судом сделан вывод о том, что дополнительное соглашение от 10.01.2006 N 2 является незаключенным в связи с отсутствием в нем соглашения по всем существенным условиям договора, а именно, о сроке выполнения дополнительных работ, их цене.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, и, взыскивая сумму задолженности с ГУЗ "Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий N 2", исходил из следующего.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, муниципальным контрактом от 16.05.2005 предусмотрено выполнение ремонтно-строительных работ в объеме согласно дефектной ведомости, стоимость которых составляет 1500000 руб., в срок до 25.12.2005.
Такое выполнение (объемы, срок, стоимость) подтверждено имеющимися в материалах дела протоколом заседания конкурсной комиссии от 05.05.2005 N 229-орэ по размещению муниципального заказа на проведение капитального ремонта объектов жилищного фонда и бюджетной сферы муниципального образования "Город Магадан" в 2005 году, протоколом N 2 заседания конкурсной комиссии (л.д. 106 т. 1), в которых отражено о заявленных пяти претендентах на выполнение ремонтно-строительных работ по МУЗ "Детский туберкулезный санаторий", в том числе, ООО "Латорица".
Таким образом, вывод суда о том, что контрактом предусмотрено выполнение работ в объеме 1500000 руб. является правильным.
Представленное в деле дополнительное соглашение N 2 к муниципальному контракту, в котором согласовано, что в случае выполнения дополнительных работ, не предусмотренных дефектной ведомостью, стоимость муниципального контракта может быть увеличена, при этом указано, что в любом случае стоимость контракта не может превышать размер бюджетного финансирования, с учетом требований статей 432, 452, 702, 706, 709 ГК РФ, обоснованно признано судом незаключенным ввиду отсутствия согласования между сторонами необходимых для данного соглашения существенных условий - объема дополнительных работ, их стоимости, сроков выполнения.
Далее судом установлено, что подрядчиком - ООО "Латорица" работы выполнялись с июня 2005 года по сентябрь 2006 года, стоимость работ составила 3545619 руб., которые приняты МУЗ "Детский туберкулезный санаторий" без замечаний; оплата выполненных работ произведена им же в сумме 2160775 руб. (в деле представлены платежные поручения).
Доказательств того, что работы в сумме 3545219 руб. выполнены в рамках муниципального контракта от 16.05.2005 N 390100500015, выполнение дополнительных работ обеспечены соответствующим контрактом, либо заказчик обладал правом на заключение названного соглашения в рамках контракта, в материалах дела не представлено, как и не представлено доказательств финансирования мэрией г. Магадана Учреждения в сумме 2160775 руб. непосредственно по оплате работ, выполненных ООО "Латорица".
В этой связи вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для взыскания задолженности по оплате выполненных работ в сумме 1384844 руб. в рамках муниципального контракта от 16.05.2005 N 390100500015 согласуется с положениями п. 1 ст. 763, ст. 764 ГК РФ, предусматривающими, что подрядные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе соответствующего контракта и ответственным по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является публично-правовое образование, и сделан на основе всестороннего исследования и оценки, представленных в деле доказательств, согласно ст. 71 АПК РФ.
Вместе с тем, как установлено судом, работы приняты заказчиком МУЗ "Детский туберкулезный санаторий" по двусторонним актам приемки выполненных работ формы КС-2, в актах указаны виды работ, объемы, сроки их выполнения и стоимость.
Следовательно, вывод суда о том, что между сторонами сложились обязательственные отношения, а у заказчика возникло денежное обязательство по оплате принятых им работ, выполненных подрядчиком, является правильным, исковые требования в этой части, предъявленные к основному должнику, обоснованно удовлетворены за счет ГУЗ "Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий N 2".
Как указано выше, согласно Уставу ГУЗ "Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий N 2" последнее является правопреемником всех прав и обязанностей МУЗ "Детский туберкулезный санаторий", в связи с чем судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод Учреждения о том, что задолженность образовалась в период того, когда последнее являлось муниципальным учреждением.
С учетом изложенного, судом кассационной инстанции отклоняется довод администрации Магаданской области о том, что при передаче МУЗ "Детский туберкулезный санаторий" в государственную собственность Магаданской области передаточный акт подписан с возражениями относительно кредиторской задолженности Учреждения, в том числе, в сумме 1384844 руб.
Действительно, в деле представлен передаточный акт, в котором принимающая сторона отразила возражения по названной, в том числе, кредиторской задолженности. Вместе с тем, акт утвержден председателем КУГИ Магаданской области; доказательств разрешения возникших вопросов в установленном порядке в материалах дела не представлено. Кроме того, выполнение спорных работ связано с надлежащим содержанием имущества МУЗ "Детский туберкулезный санаторий", которое, впоследующем, в том числе, с улучшениями осуществленными при проведении работ передано в государственную собственность Магаданской области. Обратного в деле не представлено.
Судом кассационной инстанции не принимается довод Департамента о том, что Учреждение не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, как противоречащий п.п. 2.1, 2.6, 4.2 Устава ГУЗ "Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий N 2" и отсутствия надлежащих доказательств, подтверждающих факт неосуществления такой деятельности.
Выводы суда в отношении требования о взыскании процентов в сумме 80000 руб. согласуются с положениями ст.ст. 333, 395, 401 ГК РФ, при этом расчет проверен судом и признан правильным.
При изложенных обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения кассационных жалоб и, соответственно, отмены постановления от 25.12.2007 по заявленному иску отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 25.12.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А37-1429/2007-7 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента здравоохранения администрации Магаданской области, администрации Магаданской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении спора суд первой инстанции, установив, что работы выполнены подрядчиком в рамках муниципального контракта, отсутствие денежных средств ГУЗ "Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий N 2", отсутствие финансирования со стороны мэрии г. Магадана на оплату выполненных работ и, ссылаясь на положения ст. 763 ГК РФ, удовлетворил исковые требования в части взыскания задолженности по оплате выполненных работ в сумме 1384844 руб. за счет мэрии г. Магадана согласно ст.ст. 120, 1102 ГК РФ. При этом судом сделан вывод о том, что дополнительное соглашение от 10.01.2006 N 2 является незаключенным в связи с отсутствием в нем соглашения по всем существенным условиям договора, а именно, о сроке выполнения дополнительных работ, их цене.
...
Представленное в деле дополнительное соглашение N 2 к муниципальному контракту, в котором согласовано, что в случае выполнения дополнительных работ, не предусмотренных дефектной ведомостью, стоимость муниципального контракта может быть увеличена, при этом указано, что в любом случае стоимость контракта не может превышать размер бюджетного финансирования, с учетом требований статей 432, 452, 702, 706, 709 ГК РФ, обоснованно признано судом незаключенным ввиду отсутствия согласования между сторонами необходимых для данного соглашения существенных условий - объема дополнительных работ, их стоимости, сроков выполнения.
...
Выводы суда в отношении требования о взыскании процентов в сумме 80000 руб. согласуются с положениями ст.ст. 333, 395, 401 ГК РФ, при этом расчет проверен судом и признан правильным."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 апреля 2008 г. N Ф03-А37/08-1/839
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании