Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 апреля 2008 г. N Ф03-А04/08-1/979
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 24.01.2008 по делу N А04-8544/2007-17/125 Арбитражного суда Амурской области, по иску конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Белогорское пассажирское автотранспортное предприятие" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, третьи лица: Департамент социальной защиты населения Амурской области, администрация г. Белогорска в лице управления социальной защиты населения, Министерство финансов Амурской области, Финансовое управление администрации г. Белогорска, о взыскании 721574 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2008 года.
Конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Белогорское пассажирское автотранспортное предприятие" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области о взыскании 721574 руб. расходов, понесенных предприятием в связи с осуществлением перевозки отдельной категории граждан, включенных в федеральный регистр, по единому социальному проездному билету (ЕСПБ) в 2006 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент социальной защиты населения Амурской области, администрация г. Белогорска в лице управления социальной защиты населения, Министерство финансов Амурской области, Финансовое управление администрации г. Белогорска.
Решением от 24.01.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, Министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области в своей кассационной жалобе просит отменить решение от 24.01.2008, как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что обязательства по реализации полномочий, связанных с осуществлением расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта отдельной категории граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, Министерством финансов РФ исполнены надлежащим образом и в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий МУП "Белогорское пассажирское автотранспортное предприятие", не согласившись с доводами, изложенными в ней, предлагает решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемого решения от 24.01.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, МУП "Белогорское пассажирское автотранспортное предприятие" в 2006 году во исполнение постановления губернатора Амурской области N 10 от 20.01.2006 и на основании заключенного с Управлением социальной защиты населения администрации г. Белогорска договора от 01.01.2006 осуществляло перевозку граждан, имеющих право на бесплатный проезд в общественном транспорте на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ).
Затраты истца за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 составили 1464690 руб. и определены исходя из расчета 50 ездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда при отсутствии данных натурных обследований в соответствии с пунктами 64-67 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной постановлением Госкомстата России от 31.10.2002 N 207, что не противоречит постановлению Губернатора Амурской области N 702 от 23.12.2005 которым утвержден "Порядок возмещения пассажирским автотранспортным предприятиям расходов, превышающих стоимость единого социального проездного билета, за проезд граждан отдельных категорий, включенных в областной регистр, на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам и троллейбусным маршрутам в 2006 году".
Понесенные истцом расходы возмещены ему за счет средств федерального бюджета в сумме 743116 руб.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 721574 руб., составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Пунктом "ж" статьи 71 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в редакции от 22.08.2004, 29.12.2004, 25.11.2006) оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.
01.01.2005 вступили в действие новые редакции статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ, статья 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Статьей 44 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" от 26.12.2005 N 189-ФЗ в составе раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в сумме 4010127,5 тыс. рублей, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом установлено, что на основании названного Закона и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 N 827 и Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2006 N 436-р Амурской области на осуществление расходов на указанные цели на 2-4 кварталы 2006 года выделено 12698,6 тыс. руб., которые распределены отделам соцзащиты муниципальных образований, а последними до организаций, оказывающих услуги льготной перевозки граждан. Доказательств нецелевого использования средств на местах ответчиком не представлено.
Поскольку объем переданных средств не покрыл расходы предприятий по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации, Арбитражный суд Амурской области обоснованно взыскал в пользу истца 721574 руб., составляющих его затраты на перевозку граждан, включенных в федеральный регистр, за счет казны Российской Федерации.
Взыскание указанных расходов за счет казны Российской Федерации соответствует пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23, согласно которому ответчиком по делам о возмещении убытков, связанных с предоставлением хозяйствующими субъектами льготных услуг, выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Исходя из изложенного, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 24.01.2008 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-8544/2007-17/125 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 апреля 2008 г. N Ф03-А04/08-1/979
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании