Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 апреля 2008 г. N Ф03-А51/08-1/67
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 16.11.2007 по делу N А51-11819/2006 22-14 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к муниципальному учреждению здравоохранения Черниговского района "Центральная районная больница с. Черниговка", администрации муниципального образования Черниговский район, департаменту финансов Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 1456741 руб. 28 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2008 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - КГУП "Примтеплоэнерго") в лице филиала "Спасский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к муниципальному учреждению здравоохранения Черниговского района "Центральная районная больница с. Черниговка" (далее - МУЗ "ЦРБ с. Черниговка") о взыскании 1456741 руб. 28 коп., составляющих задолженность, возникшую в результате предоставления отдельным категориям граждан (медицинские работники), проживающим и работающим в сельской местности льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Постановления КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развития медицинской науки в стране" за период с 01.03.2004 года по 31.12.2004.
Определением от 27.08.2007 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация Черниговского муниципального района, Департамент финансов администрации Приморского края, администрация Приморского края, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Решением от 16.11.2007 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, выделялись не в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со ст.ст. 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице УФК по Приморскому краю.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты по предоставленным льготам, предварительное выделение денежных средств из федерального бюджета на погашение предполагаемых к предоставлению льгот не предусмотрено.
По мнению заявителя жалобы, действующим законодательством не предусмотрено предоставление льгот по оплате горячего водоснабжения, поскольку медицинским работникам, проживающим и работающим на селе, бесплатно предоставляются только жилое помещение, освещение, отопление. Кроме того, заявитель ссылается на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость. При этом считает, что судом необоснованно отклонены доводы о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям к Минфину России.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании, не направили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в период с 01.03.2004 по 31.12.2004 КГУП "Примтеплоэнерго" предоставляло льготы определенной категории граждан, в соответствии с Основами законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" при оплате за жилищно-коммунальные услуги (теплоснабжение).
Возникновение в связи с этим у истца убытков в сумме 1456741 руб. 28 коп. послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, судом установлено, что в 2004 году в доход бюджета Приморского края из федерального бюджета на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, поступило 39699 тыс. руб.
Поступившие средства распределены муниципальным образованиям в полном объеме, в том числе Черниговскому району - в размере 3191 тыс. руб. Между тем это не обеспечило фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления льгот указанным гражданам.
При этом доказательств нецелевого использования субъектом РФ и муниципальным образованием денежных средств в деле не имеется.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшие в связи с этим убытки истца правомерно взысканы судом за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основании полного и всестороннего исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о пропуске срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, являются неправомерными, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2004 году гражданам льготам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2005 и закончился 01.01.2008. Минфин РФ в лице УФК по Приморскому краю привлечено определением суда в качестве ответчика 27.08.2007, то есть в пределах срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ.
Доводы жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление льгот по оплате горячего водоснабжения, судом кассационной инстанции отклоняются как не имеющие правового значения для настоящего спора, поскольку из материалов дела усматривается, что предметом настоящего иска является задолженность за предоставленные льготы гражданам по оплате услуг теплоснабжения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 16.11.2007 по делу N А51-11819/2006 22-14 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 апреля 2008 г. N Ф03-А51/08-1/67
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании