Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 апреля 2008 г. N Ф03-А24/08-2/1128
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому на решение от 05.12.2007 по делу N А24-2408/07-20 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению Муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Г" к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о признании частично недействительным решения.
Резолютивная часть постановления от 16 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2008 года.
Муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа "Г" (далее - МУП "Г") обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - налоговый орган, инспекция) от 15.05.2007 N 13-09/7600 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 1803237,60 руб.
Решением от 05.12.2007 заявленные требования удовлетворены. Суд признал оспариваемое решение недействительным, поскольку оно противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы предприятия.
Привлечение к налоговой ответственности признано неправомерным, так как занижение предприятием суммы единого социального налога, подлежащего уплате, произошло в результате неполной уплаты суммы страховых взносов, что не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
Не согласившись с решением суда, налоговым органом подана кассационная жалоба, в которой предлагается решение суда отменить и принять новый судебный акт в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального права.
Налоговый орган полагает, что МУП "Г" допустило противоправное бездействие и не в полном объеме уплатило подлежащий уплате налог, что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 122 НК РФ.
Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в порядке и пределах требований статей 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены судебного акта не установил.
Как установлено судом и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговых деклараций МУП "Г" по единому социальному налогу за 2006 г. для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам.
В результате проверки инспекция установила, что уплата ежемесячных страховых взносов предприятием производилась не в полном объеме. Так, по состоянию на 13.04.2007 г. неполная уплата страховых взносов на ОПС за 2006 г. составила 4645241,47 руб.
Предприятие в нарушение требований пункта 2, 3 статьи 243 НК РФ занизило по состоянию на 18.04.2007 г. сумму ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет в результате неправомерного уменьшения налога на сумму фактически исчисленных, но не уплаченных в установленный срок страховых взносов на ОПС в размере 2336760,72 руб.
Решением от 15.05.2007 N 13-09/7600 МУП "Г" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде уплаты штрафа в сумме 1803237,6 руб.
Кроме того начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 25360,19 руб. и предложено уплатить налог в общей сумме 2336760,72 руб.
Не согласившись с решением налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности, МУП "Г" оспорило его в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 НК РФ налоговой базой по единому социальному налогу для налогоплательщиков - организаций является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных в пункте 1 статьи 236 Кодекса, начисленных за налоговый период в пользу физических лиц.
Пунктом 3 статьи 243 НК РФ предусмотрено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
Согласно пункту 2 вышеуказанной нормы сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Пунктом 3 статьи 243 НК РФ предусмотрено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
Как усматривается из материалов дела, налоговый орган в ходе проведения налоговой проверки общества не установил нарушений порядка исчисления налоговой базы (занижения сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных физическим лицам), равно как и неправильного исчисления налога и размера налогового вычета (начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).
Доказательств неправомерности применения Обществом вычетов в сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Инспекцией не представлено.
Занижение суммы единого социального налога, подлежащего уплате, произошло не в результате указанных в статье 122 НК РФ действий (бездействия), а в результате неполной уплаты суммы страховых взносов, что не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции признается правомерным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 287 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.12.2007 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-2408/07-20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 апреля 2008 г. N Ф03-А24/08-2/1128
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании