Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 апреля 2008 г. N Ф03-А73/08-2/1133
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу: Калачев С.Г., представитель по доверенности от 16.10.2007 б/н; от административного органа: Столетняя Е.В., представитель по доверенности от 26.04.2007 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу на решение от 15.11.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 11.01.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-11131/2007-74АП, по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора Отдела государственного пожарного надзора по Центральному району города Хабаровска.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2008 года.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора Отдела государственного пожарного надзора по Центральному району города Хабаровска (далее - административный орган) от 16.10.2007 N 345 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 20000 руб.
Решением суда от 15.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.01.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу, что факт совершения Департаментом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела. Нарушений административным органом процессуального порядка привлечения заявителя к административной ответственности судами не установлено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент в кассационной жалобе просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, полагая, что оспариваемое постановление вынесено некомпетентным лицом и с нарушением действующего процессуального законодательства.
По мнению заявителя, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, в нарушение части 6 статьи 205 АПК РФ не были исследованы полномочия должностных лиц при осуществлении проверки и привлечении к административной ответственности юридического лица; суд апелляционной инстанции в постановлении требования заявителя в этой части не отразил и не сделал соответствующих выводов.
Представитель административного органа против доводов жалобы возражает, просит оставить судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что в целях осуществления государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности 10.10.2007 на основании распоряжения от 08.10.2007 N 190 начальника ОГПН по Центральному району города Хабаровска государственным инспектором Отдела государственного пожарного надзора по Центральному району города Хабаровска проведена плановая проверка выполнения требований пожарной безопасности в помещениях Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу, расположенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, 8.
В ходе проверки установлены нарушения требований норм пожарной безопасности, а именно: помещения не были оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации.
По результатам проверки административным органом 12.10.2007 в пределах предоставленных статьей 28.3 КоАП РФ полномочий и в присутствии законного представителя Департамента составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 16.10.2007 главным государственным инспектором Отдела государственного пожарного надзора по Центральному району города Хабаровска в пределах полномочий, предоставленных частью 2 статьи 23.34 КоАП РФ, вынесено постановление N 345 о привлечении Департамента к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 20000 руб.
В силу части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. На основании части 1 статьи 38 упомянутого Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Подпунктом 2.2.2 пункта 2.2 договора аренды от 22.12.2004 N 678 между собственником государственного имущества на территории Хабаровского края и заявителем установлено, что заявитель (пользователь) обязан обеспечить противопожарную безопасность помещений.
Во исполнение Закона N 69-ФЗ Приказом от 18.06.03 N 313 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 30.06.03 введены в действие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения, в том числе и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также должностными лицами организаций в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 9 таблицы 1 Норм пожарной безопасности "перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, установлено, что здания общественного и административного назначения подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматическими пожарными сигнализациями.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 10.07.2007 N 103 "Об установлении на территории Хабаровского края особого противопожарного режима" установлен особый противопожарный режим.
Суды установили, подтверждается материалами дела, что нарушение Департаментом Правил пожарной безопасности в Российской Федерации имело место быть в условиях особого противопожарного режима.
Нарушений административным органом порядка и срока привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, как это предусматривает часть 6 статьи 210 АПК РФ, судами установлено.
Пунктом 3 части 2 статьи 23.34 КоАП РФ установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, вправе в том числе главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители.
Следовательно, вывод суда о наличии у главного государственного инспектора Отдела государственного пожарного надзора по Центральному району города Хабаровска по пожарному надзору Высоцкого В.В. полномочий по назначению административных наказаний, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ, является правильным.
При таких обстоятельствах привлечение Департамента к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 20000 руб. является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.11.2007, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2008 по делу N А73-11131/2007-74АП оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 апреля 2008 г. N Ф03-А73/08-2/1133
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании