Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 апреля 2008 г. N Ф03-А04/08-2/1230
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "С" - Шатравка М.Н. - представитель, дов. б/н от 01.02.2008, Сенина Л.П. - представитель, дов. б/н от 01.02.2008, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "С" на решение от 05.03.2008 по делу N А04-811/2008-5/47 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "С" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) N 10 от 13.02.2008 о привлечении его к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.03.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции в магазине на момент проведения проверки с последующим их представлением, указывает на наличие в действиях общества состава административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. Заявитель жалобы считает, что налоговым органом проверка магазина проведена с нарушением требований пункта 1 статьи 7, статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ). Кроме того, считает, что документы не могли быть представлены проверяющим ввиду непродолжительности времени проверки.
В судебном заседании представители общества доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме.
Инспекция по налогам и сборам, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав пояснения представителей общества в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела, на основании решения N 23-18 от 07.02.2008 о проведении мероприятий налогового контроля инспекцией по налогам и сборам проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине, принадлежащем ООО "С", расположенном по адресу: г. Благовещенск, улица Нагорная, 5/3. В ходе проверки установлено, что осуществлялся оборот алкогольной продукции без товарно-транспортных накладных на вино "Совиньон Блан", "Винарска изба "Хан Крум", емкостью 0,75 литра, в количестве 1 бутылки, водку "Русский лед" емкостью 0,5 литра, в количестве 1 бутылки.
По данному факту должностным лицом налогового органа составлен акт N 00023-18 от 07.02.2008, на основании которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.02.2008. Необходимые документы обществом представлены в налоговый орган 07.02.2008.
11.02.2008 должностным лицом налогового органа в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 12. На основании акта проверки и протокола заместителем руководителя инспекции по налогам и сборам принято постановление N 10 от 13.02.2008 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с постановлением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Условия оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно пункту 2 статьи 16, абзацу 7 пункта 1 статьи 26 которого запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, а также реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия.
В соответствии со статьей 10.2 названного Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции). Алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при отсутствии указанных сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Согласно пункту 139 Правил продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную, копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 названных Правил продавец знакомит покупателя по его требованию с названными документами, которые должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что документы на алкогольную продукцию, содержащие информацию о данной продукции, должны находиться непосредственно в торговой точке, где производится продажа алкогольной продукции.
Ответственность за нарушение данных Правил, а именно за отсутствие в момент проверки в торговой точке сопроводительных документов на реализуемую алкогольную продукцию, установлена в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
При этом часть 3 данной нормы предусматривает ответственность за нарушения иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не охваченных частями 1, 2 указанной статьи, и влечет ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Отсутствие товарно-транспортных накладных на проверяемую в магазине алкогольную продукцию подтверждается актом проверки, ценниками на алкогольную продукцию, заверенными работником магазина, объяснением продавца.
То обстоятельство, что необходимые документы были представлены после проведения проверки, послужило классифицирующим признаком для вынесения административным органом постановления о привлечении ООО "С" к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении административным органом положений Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
Статьей 7 Федерального закона РФ от 08.08.2001 N 134-ФЗ установлен порядок проведения мероприятий по контролю.
Статьей 8 этого же Закона установлены ограничения при проведении мероприятий по контролю.
Из материалов дела усматривается, что проверка проводилась в присутствии старшего продавца Ядыкиной И.Е. (трудовой договор N 7 от 01.01.2008) 07.02.2008 с 09 часов 32 минут до 11 часов 40 минут Акт проверки от 07.02.2008 N 00023-18 подписан без возражений.
Не установлено судом и нарушений со стороны административного органа процедуры привлечения к административной ответственности.
Учитывая изложенное основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.03.2008 по делу N А04-811/08-5/47 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 апреля 2008 г. N Ф03-А04/08-2/1230
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании