Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Магаданской области на решение от 06.11.2007 Арбитражного суда Магаданской области, постановление от 23.01.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А37-1873/2007-2, по заявлению Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области об оспаривании действий Управления Федерального казначейства по Магаданской области, заинтересованное лицо: Федеральное государственное учреждение "Магаданская городская станция по борьбе с болезнями животных".
Резолютивная часть постановления от 22 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2008 года.
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Магаданской области (далее - УФК, казначейство), выразившихся в возврате постановления от 18.07.2007 N 1278, вынесенного Пенсионным фондом, без исполнения, а также об обязании казначейства принять к исполнению указанное постановление.
К участию в деле судом привлечено Федеральное государственное учреждение "Магаданская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ФГУ "Магаданская городская станция по борьбе с болезнями животных").
Решением от 06.11.2007 Арбитражного суда Магаданской области, оставленным без изменения постановлением от 23.01.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции по жалобе УФК, в которой заявитель просит их отменить в связи с тем, что судом неполно выяснены фактические обстоятельствам дела, а также в связи с неправильным применением норм материального права и неприменением подлежащих применению норм права, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Фактически доводы жалобы сводятся к тому, что действия УФК соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку в силу статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительного листа и судебного приказа. Постановления, вынесенные органами Пенсионного фонда исполняются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В отзыве Пенсионный фонд, возражая относительно доводов кассационной жалобы, просил состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные, а жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 18.07.2007 Пенсионным фондом вынесено постановление N 1278 о взыскании со страхователя ФГУ "Магаданская городская станция по борьбе с болезнями животных" пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 437 руб. 90 коп., на основании которого судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 58637/673/35/2007.
Постановлением от 16.08.2007 судебный пристав-исполнитель возвратил исполнительный документ Пенсионному фонду в связи с тем, что должник является бюджетным учреждением и его счета находятся в УФК.
Впоследствии Пенсионный фонд направил постановление от 18.07.2007 N 1278 в УФК для исполнения, которое письмом от 12.09.2007 N 08-32/5634 возвращено в связи с тем, что оно не входит в перечень исполнительных документов, установленный статьей 242.1 БК РФ.
Пенсионный фонд, считая действия УФК по возврату постановления от 18.07.2007 N 1278 не соответствующие закону и нарушающие его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что у УФК отсутствовали правовые основания для отказа в принятии постановления от 18.07.2007 N 1278 к исполнению, поскольку Пенсионным фондом соблюден порядок его предъявления.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда РФ, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ.
Поскольку у ФГУ "Магаданская городская станция по борьбе с болезнями животных" отсутствовали счета в банках и кредитных организациях, то возвращенный судебным приставом-исполнителем исполнительный документ правильно направлен для исполнения в казначейство, через открытые счета в котором осуществляется финансирование учреждения из федерального бюджета, в связи с чем суд пришел к правомерному выводу о признании незаконными действий УФК по возврату постановления Пенсионного фонда от 18.07.2007 N 1278 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
С учетом изложенного, доводы заявителя жалобы подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены состоявшихся судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 06.11.2007 Арбитражного суда Магаданской области, постановление от 23.01.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N A3 7-1873/2007-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 апреля 2008 г. N Ф03-А37/08-1/1255 "Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что у УФК отсутствовали правовые основания для отказа в принятии постановления к исполнению, поскольку Пенсионным фондом соблюден порядок его предъявления"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", июль-август 2008, N 4
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании