Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 мая 2008 г. N Ф03-А73/08-1/1521
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "Хабаровский аэропорт": Тринеев М.К. - начальник юридического отдела по доверенности от 10.01.2008 N 1 от Прокурора Хабаровского края: Моргунова Н.Н. - старший помощник, удостоверение N 137208, от ОАО "Дальавиа": Ярошенко О.А. - начальник договорного отдела по доверенности от 17.04.2008 N 01/807, от ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю: Воронкова Е.Н. - специалист-эксперт по доверенности от 19.11.2007 N юр/515/16811.1-08, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальавиа" на решение от 31.10.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 11.02.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-4851/2007-21 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлениям заместителя Прокурора Хабаровского края, открытого акционерного общества "Хабаровский аэропорт" о признании недействительным распоряжения в части, о признании сделки приватизации недействительной, об обязании возвратить имущество в государственную собственность, заинтересованные лица: ОАО "Дальавиа", ТУ Росимущество по Хабаровскому краю, Федеральное агентство воздушного транспорта.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2008 года.
Заместитель прокурора Хабаровского края, открытое акционерное общество "Хабаровский аэропорт" обратились в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлениями о:
- признании недействительным пункта 2 распоряжения заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 26.12.2006 N 1473 об утверждении приложения N 1 в части включения в состав имущества, подлежащего приватизации, следующих объектов: из раздела 1.3 "здания (помещения в зданиях)": автоматическая телефонная станция (пункт 5), диспетчерская (пункт 21), здание контрольно-пропускного пункта N 1 (пункт 25), пожарное депо (пункт 44), стартовая аварийно-спасательная станция (пункт 59), стартовый пожарный пост (пункт 60); из раздела 1.4 "сооружения": кабельные линии связи (пункты 87, 88, 91, 92, 93), кабельные электросети (пункты 89, 90), линия АТС связи (пункт 105), линия связи аэропорт-город (пункт 106), сети связи ХОАО (пункт 188), огни ориентира видимости (пункт 120), прожекторные мачты (пункты 173, 174), светосигнальное оборудование (пункты 186, 187), ограждения выхода на посадку (пункт 123), ограждения объектов управления воздушным движением (пункт 125), ограждения аэродрома (пункты 16, 177), диспетчерская (пункт 27), контрольно-пропускной пункт N 1 с автоматическими шлагбаумами и барьерами; площадки для базирования (пункты 129-161, 163-166).
о признании недействительной сделки приватизации Федерального государственного унитарного предприятия "Дальавиа" (далее - ФГУП "Дальавиа") в части включения в состав имущества, подлежащего приватизации указанных объектов и обязании открытого акционерного общества "Дальавиа" (далее - ОАО "Дальавиа") возвратить названное имущество в федеральную собственность Российской Федерации.
Определением от 19.06.2007 требования заявителей объединены в одно производство.
Решением от 31.10.2007 требования удовлетворены частично; признано недействительным приложение N 1 к распоряжению Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 26.12.2006 N 1473 "Об условиях приватизации ФГУП "Дальавиа" в части пунктов: 25, 59, 60, 93, 104, 120, 125, 129-161, 163, 171, 172, 186, 187; сделка приватизации ФГУП "Дальавиа" в части имущества, указанного в пункте 1 резолютивной части судебного решения признана недействительной; суд обязал ОАО "Дальавиа" возвратить в государственную собственность Российской Федерации имущество, указанное пункте 1 резолютивной части судебного решения. В отношении ОАО "Хабаровский аэропорт" в удовлетворении требований отказано в соответствии со статьей 198 АПК РФ.
Постановлением от 11.02.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда решение суда от 31.10.2007 изменено: признан недействительным пункт 2 Распоряжения заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю Демьяненко Ю.А. от 26.12.2006 N 1473 об утверждении Приложения N 1 в части включения в состав имущества, подлежащего приватизации, объектов, поименованных в пунктах: 25, 59, 60, 93, 104, 120, 125, 129-161, 163-166, 171, 172, 186, 187; признана недействительной сделка приватизации ФГУП "Дальавиа" в части имущества, указанного в пункте 1 резолютивной части постановления апелляционного суда; суд обязал ОАО "Дальавиа" возвратить в государственную собственность Российской Федерации имущество, указанное пункте 1 резолютивной части постановления апелляционного суда. В остальном решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Дальавиа" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционного суда отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда. В обоснование кассационной жалобы заявитель указал на неправильное применение судом норм материального права, а именно, положений Воздушного кодекса РФ, Федерального закона от 08.01.1998 N 10-ФЗ, которыми, по мнению заявителя, не запрещена приватизация имущества гражданской авиации; заявитель считает, что нормы Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 не подлежат применению к спорным правоотношениям, как противоречащие положениям Воздушного кодекса РФ. Заявитель полагает, что спорное имущество (контрольно-пропускной пункт N 1, стартовая аварийно-спасательная станция, стартовый противопожарный пост, огни ориентира видимости, светосигнальное оборудование) не является объектами, запрещенными к приватизации, не является обязательной составляющей аэродрома, не входит в состав имущества, необходимого для обеспечения полномочий федеральных органов власти, не является объектом, который может находиться исключительно в публичной власти, в связи с чем правомерно включено в перечень имущества, подлежащего внесению в уставный капитал ОАО "Дальавиа". Кроме того, заявитель настаивает, что в соответствии со статьей 198 АПК РФ правовые основания для признания ненормативного правового акта недействительным отсутствуют.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представители ОАО "Дальавиа", ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. При этом представитель ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю пояснил, что согласен с решением суда в части исключения из состава приватизируемого имущества 7 объектов (контрольно-пропускной пункт N 1, стартовая аварийно-спасательная станция, стартовый противопожарный пост, огни ориентира видимости, светосигнальное оборудование)
Представителя Прокурора Хабаровского края, ОАО "Хабаровский аэропорт", возражая относительно доводов жалобы, просили оставить ее без удовлетворения.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены постановления апелляционной инстанции не установил.
Как следует из установленных арбитражным судом обстоятельств дела, в соответствии с Прогнозным планом приватизации федерального имущества на 2006 год и основными направлениями приватизации федерального имущества на 2006-2008 г.г., утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2005 N 1306-р, ФГУП "Дальавиа" включено в перечень имущества, подлежащего приватизации в 2006 году. Согласно п. 810 Перечня, утвержденного Приказом Росимущества от 23.09.2005 N 287, решение об условиях приватизации ФГУП "Дальавиа" принимает ТУ Росимущества по Хабаровскому краю.
Во исполнение вышеуказанных правовых актов, Территориальным управлением Росимущества по Хабаровскому краю издано Распоряжение от 26.12.2006 N 1473 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Дальавиа", пунктом 2 которого утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Дальавиа" (приложение N 1).
Считая, что часть поименованных в Приложении N 1 объектов, незаконно включены в перечень имущества, подлежащего приватизации, как находящиеся в государственной собственности, что в свою очередь нарушает права Российской Федерации, заявители обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проверяя законность включения оспариваемых пунктов перечня в состав подлежащего приватизации имущества ФГУП "Дальавиа", суды обеих инстанций установили, что ряд объектов включены в состав такого имущества в нарушение действующего законодательства. Кроме того, установлено, что в связи с изданием оспариваемого ненормативного права, Российская Федерация без законных на то оснований утратила право собственности на имущество, не подлежащее приватизации. Установленные судом обстоятельства, с учетом представленных в дело доказательств, явились основанием для признания заявленных Прокурором требований обоснованными.
Изменяя решение суда от 31.10.2007, и, признавая недействительным в части пункт 2 оспариваемого Распоряжения, которым утвержден перечень имущества, подлежащий приватизации, суд апелляционной инстанции исходил из того, что суд первой инстанции безосновательно изменил предмет спора и признал недействительным Приложение N 1 к Распоряжению вместо пункта 2 спорного Распоряжения, которым утверждено Приложение N 1.
Выводы суда апелляционной инстанции обоснованны, соответствуют нормам права и представленным в деле доказательствам.
Пунктом 6 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что в случае, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, с даты вступления в силу настоящего Федерального закона имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2.1.20 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, относятся объекты, предприятия, системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства; аэродромы федерального значения (классов А, Б, В, Г, Д в соответствии с принятой классификацией), центры метрологии и летно-испытательные станции, учебно-тренировочные центры гражданской авиации.
Как установлено судом, аэродрому Хабаровск (Новый) присвоен класс "А", о чем имеется свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации N 78, выданное Министерством транспорта Российской Федерации 16.09.1994.
В силу пункта 2.3.3 Положения об аэропортах Российской Федерации, утвержденного Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.1995 N ДВ-121, аэропорт Хабаровск (Новый) является аэропортом федерального значения. Согласно Федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848, аэропорт Хабаровск является узловым аэропортом федерального значения.
Руководствуясь статьей 40 (п. 1) Воздушного кодекса РФ, арбитражный суд правомерно признал, что любые здания, сооружения и оборудования, которые расположены на аэродроме, являются его частью и могут находиться только в федеральной собственности, следовательно, не подлежат приватизации согласно ст. 43 (п. 6) Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
С учетом установленного, арбитражный суд правомерно признал здание контрольно-пропускного пункта N 1, стартовую аварийно-спасательную станцию, стартовый пожарный пост, кабельные линии, огни ориентира видимости, ограждение объектов УВД, площадки для базирования воздушных судов, площадку специальную, прожекторные мачты, светосигнальное оборудование неотъемлемой частью аэродрома федерального значения. В связи с этим вывод суда о том, что указанные объекты незаконно включены в состав подлежащего имущественного комплекса ФГУП "Дальавиа", является обоснованным.
Разрешая вопрос о законности включения в состав приватизируемого имущества специальных предангарных площадок, суд апелляционной инстанции установил, что их приватизация" также произведена в нарушение п. 2.1.20 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284. Так, установлено, что спорные специальные предангарные площадки находятся на территории аэродрома и являются его частью, служат для маневрирования воздушных судов при вводе их в ангар или выводе из него.
В отношении иных объектов доказательств незаконности включения их в состав имущества, подлежащего приватизации, заявителем не представлено и судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суды обеих инстанций, признав доказанными наличие условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, удовлетворили требования Прокурора в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ. Исходя из установленного, в соответствии со статьями 167, 168 ГК РФ приватизация спорных объектов признана несоответствующей закону, в связи с чем суд обязал ОАО "Дальавиа" возвратить в государственную собственность Российской Федерации спорное имущество.
Подлежит отклонению довод заявителя кассационной жалобы о ненарушении оспариваемым Распоряжением имущественных интересов Российской Федерации как противоречащий вышеустановленному.
Его же довод о неправильном применении к спорным правоотношениям Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 и о необходимости применения положений Воздушного кодекса РФ признается несостоятельным, поскольку отношения, связанные с приватизацией имущества, рассматриваемые в рамках настоящего спора, Воздушным кодексом РФ не регулируются.
Нарушений либо неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление от 11.02.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-4851/2007-21 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 мая 2008 г. N Ф03-А73/08-1/1521
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании