Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 мая 2008 г. N Ф03-А73/08-1/1692
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчиков: Минфин РФ - Парамонова Н.В. - представитель по доверенности N 97 от 10.01.2008, проверив законность решения от 19.10.2007 по делу N А73-6521/2007-86 Арбитражного суда Хабаровского края на основании определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2008, по иску Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия "Быт" к Управлению образования Администрации Солнечного муниципального района, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению Администрации Солнечного муниципального района о взыскании 752790 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2008 года.
Муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие "Быт" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению образования Администрации Солнечного муниципального района с иском о взыскании 752790 руб., расходов, связанных с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение), предоставленных с 01.09.2004 по 31.12.2004 в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ, обосновывая свои требования условиями договора с Управлением образования.
Определением суда от 16.08.2007 к участию в деле по инициативе суда были привлечены в качестве ответчиков Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Хабаровского края, Финансовое управление Администрации Солнечного муниципального района.
Решением суда от 19.10.2007 с Минфина РФ за счет казны РФ взыскано 749969 руб. 07 коп., в остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В жалобе, поданной Министерством Финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю в ВАС РФ о пересмотре в порядке надзора решения от 19.10.2007 указывается, что Министерство финансов РФ обязательства по предоставлению субъектам РФ долевой финансовой помощи исполнило в полном объеме. При этом законодательством установлена обязанность субъекта РФ также обеспечивать финансирование указанных мероприятий. Кроме того, считает, что в состав компенсации из федерального бюджета, необоснованно включена сумма налога на добавленную стоимость.
Определением от 03.04.2008 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора решения от 19.10.2006 отказано, дело направлено в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа для проверки правильности применения норм права в порядке кассационного производства.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства финансов РФ поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в деле в судебное заседание не направили.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 23.05.2008 до 12 часов.
Как следует из материалов дела, МУМП "Быт" в период с 01.09.2004 по 31.12.2004 предоставляло льготы педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на основании договора от 01.01.2004 N 2 на компенсацию затрат, связанных с предоставлением льгот работникам образования п. Горин, п. Эворон, п. Хурмули, заключенного между МУМП "Быт" и Управлением образования администрации Солнечного муниципального района, в результате чего у предприятия образовались убытки в размере 752790 руб. за взысканием которых он обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Пункт 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливает, что пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
При этом, в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в 2004 году законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, пришел к выводу, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работником должно осуществляться из федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что в соответствии ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности Хабаровскому краю поступило 28169200 руб., которые распределены муниципальным образованиям в полном объеме, в том числе Солнечному району перечислено 2151800 руб. Вместе с тем, указанные денежные средства не обеспечили фактическую потребность в финансировании предприятий и организаций, предоставивших жилищно-коммунальные услуги гражданам в связи с федеральным законодательством.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ и муниципальным образованием денежных средств в деле не имеется.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот, поэтому Арбитражный суд Хабаровского края правомерно возместил за счет казны Российской Федерации истцу убытки, возникшие в 2004 году, в сумме 749969 руб.
Подлежат отклонению доводы Министерства финансов РФ о неправомерном включении в размер взыскиваемой суммы убытков налога на добавленную стоимость, поскольку истцом обоснованно заявлены требования о компенсации неполученной стоимости предоставленных льготной категории граждан жилищно-коммунальных услуг, исходя из фактических цен реализации таковых.
Пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ предусматривает, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), начисленная исходя из фактических цен их реализации.
Истец оказывал населению услуги по стоимости, исчисляемой исходя из утвержденных органами власти тарифов, включающих на основании пункта 6 статьи 168 НК РФ налог на добавленную стоимость. Граждане, имеющие право на получение субсидий, оплачивали услуги МУП "Охотские тепловые сети" с уменьшением стоимости сумм, в результате чего у истца возникли убытки, выразившиеся в неполученной стоимости услуги с учетом НДС.
Иные доводы жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, то оснований к отмене либо изменению не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.10.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6521/2007-86 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 мая 2008 г. N Ф03-А73/08-1/1692
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании