Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-1/1223
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока на решение от 08.11.2007, постановление от 07.02.2008 по делу N А51-7075/2007 24-242 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению администрации города Владивостока к Управлению Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю, третьи лица: Муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке", Краевое государственное учреждение "Владивостокский лесхоз", о признании незаконным отказа в государственной регистрации.
Резолютивная часть постановления от 27 мая 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2008 года.
Администрация города Владивостока (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения требований, о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю (далее - УФРС по Приморскому краю) в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Плещеева, 5-а, площадью 1604 кв.м и об обязании УФРС по Приморскому краю осуществить регистрацию права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке".
Определением от 14.08.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Краевое государственное учреждение "Владивостокский лесхоз" (далее - Владивостокский лесхоз).
Решением от 08.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.02.2008, в удовлетворении заявления отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке ст. 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе Администрации, в которой она просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права (ст.ст. 131, 132, 164 ГК РФ, ст. 8 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 7, 8, 83 Земельного кодекса РФ, 2, 4, 6 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что до разграничения государственной собственности на землю, отнесение находящихся в государственной собственности земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 N 172-ФЗ (далее - Закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ) осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков в связи с чем с момента установления границы Владивостокского городского округа земельные участки, расположенные в границах этого округа, относятся к категории земель населенных пунктов; необоснованный вывод суда о том, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности, поскольку не представлено доказательств государственной регистрации права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела, МУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" создано на основании постановления главы администрации города Владивостока от 05.09.2006 N 2109.
Постановлением Администрации N 124 от 09.01.2007 из земель поселений по адресу: г. Владивосток, ул. Плещеева, 5-а предоставлен земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование МУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" под площадку для загородного отдыха жителей города.
16.01.2007 Администрация обратилась в УФРС по Приморскому краю с заявлениями о регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
07.03.2007 государственная регистрация права муниципальной собственности на спорный объект была приостановлена сроком на один месяц в соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и направлено уведомление от 09.03.2007 N 01/035/2007-226 о необходимости устранить указанные недостатки.
Администрация 14.03.2007 предоставила в регистрирующий орган план земельного участка от 28.02.2007 N 1/07-695, являвшийся приложением к постановлению Администрации от 09.01.2007 N 124.
Письмом от 17.04.2007 N 01/035/2007-226 Администрации отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
Администрация, считая, что данное решение не соответствует закону и нарушает ее права, и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, изучив материалы дела, установил, что Администрацией в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, а именно: заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок, содержащий указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый план земельного участка, соответствующий Правилам оформления кадастрового плана земельного участка (ГКЗ-1-Т.04-01-01).
Вместе с тем, суд отказал в удовлетворении требований Администрации в связи с отсутствием оснований для регистрации права собственности Администрации на спорный земельный участок в связи с отнесением данного участка к городским лесам с учетом следующих обстоятельств.
Согласно данным государственного учета лесного фонда на 01.01.2007, материалам лесоустройства 1992-1993 годы, карте-схеме Владивостокского лесхоза спорные земельные участки расположены в границах земель лесного фонда Владивостокского лесхоза.
В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 21.06.1956 N 3682-р все леса Владивостокского лесхоза отнесены к лесному фонду первой группы лесов.
Одним из критериев разграничения государственной собственности на землю - наличие федерального закона, относящего земельные участки и земли к собственности того или иного публичного образования (ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с п. 1 ст. 17 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности Правительством Российской Федерации.
Сведения о том, что спорный участок лесного фонда (или его часть) изъят из лесного фонда (осуществлен перевод земель лесного фонда в другую категорию земель) в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствуют.
В этой связи довод жалобы о том, что государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, а также ссылка на Закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ, которым установлено, что до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу этого Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков, является необоснованным.
При разрешении спора другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Неправильного применения судом норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 08.11.2007, постановление от 07.02.2008 по делу N А51-7075/2007 24-242 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-1/1223
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании