Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 мая 2008 г. N Ф03-А59/08-2/629
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области на решение от 27.09.2007, дополнительное решение от 28.09.2007, постановление от 06.12.2007 по делу N А59-2614/07-С15 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области о признании недействительными решения и требования.
Резолютивная часть постановления объявлена 7 мая 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2008 года.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области о привлечении его к налоговой ответственности и требования об уплате налоговой санкции.
Решением суда первой инстанции от 27.09.2007, дополнительным решением от 28.09.2007 заявление удовлетворено. Суд пришел к выводу о том, что денежные средства в сумме 846164 руб., полученные учреждением, являются целевыми, и согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ не учитываются для целей налогообложения прибылью.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.12.2007 решение и дополнительное решение оставлены без изменения по тем же основаниям.
В кассационной жалобе налоговый орган просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать.
По мнению налогового органа, доказательства, подтверждающие получение учреждением спорной суммы в рамках целевого финансирования отсутствуют. Кроме того, налоговый орган полагает, что вывод судов о нарушении порядка привлечения учреждения к налоговой ответственности неоснователен, поскольку в соответствии с пунктом 14 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" налоговая проверка, оформление ее результатов в рассматриваемом случае должна проводиться в порядке, действовавшем до 01.01.2007.
В кассационной жалобе налоговый орган также указывает на то, что отсутствие у налогоплательщика по итогам соответствующего налогового периода суммы налога к уплате, не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации и уплаты штрафа, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
УФСИН России по Сахалинской области и МИФНС России N 1 по Сахалинской области извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако их представители в заседание суда кассационной инстанции не явились.
УФСИН России по Сахалинской области отзыв на кассационную жалобу не представило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без его представителя.
Проверив обоснованность доводов жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, при камеральной налоговой проверке налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 год (в которой отражен внереализационный доход в сумме 846164 руб. и исчислен налог на прибыль - 203079 руб.), представленной УФСИН России по Сахалинской области, установлено нарушение срока представления учреждением указанной декларации. Срок представления налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 год 28.03.2005, фактически декларация представлена 17.11.2006. Данный факт послужил основанием для принятия решения от 08.02.2007 N 15-07/9985 о привлечении учреждения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 365542,20 руб.
Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций признается полученные организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В силу пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Проверяя законность оспариваемого решения налогового органа, судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что денежные средства в сумме 846164 руб., включенные учреждением в налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2004 год, получены учреждением от государственных унитарных предприятий учреждения ЮО 171/1, ЮО 171/2 после уплаты обязательных платежей.
Положением об управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области от 25.01.99 N 33 определено, что управление является некоммерческой организацией в форме государственного учреждения и финансируется за счет средств федерального бюджета, а также иных источников, предусмотренных законом и названным Положением.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" такими источниками являются специальные внебюджетные фонды для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, в размере не более 30 процентов после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты.
Поскольку судами установлено, что спорные денежные средства, от которых исчислен налог на прибыль и рассчитан штраф за нарушение срока предоставления декларации, получены учреждением для зачисления в специальный фонд учреждения на основании статьи 9 Закона РФ от 21.07.93 N 5473-1 и Положения о специальных внебюджетных фондах Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ от 03.02.2003 N 26, израсходованы в соответствии с утвержденной сметой, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорные денежные средства относятся к целевым поступлениям, которые в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ не учитываются для целей налогообложения прибыли.
Следовательно, включение в налоговую декларацию по налогу на прибыль 846164 руб., исчисление налога на прибыль за 2004 год противоречит вышеуказанным нормам.
Довод налогового органа о правомерности оспариваемого решения, так как обязанность налогоплательщика представить налоговую декларацию в установленный законодательством о налогах и сборах срок независимо от наличия обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, закреплена пунктом 1 статьи 289 НК РФ, кассационной инстанцией отклоняется. Санкция, предусмотренная пунктом 2 статьи 119 НК РФ за нарушение срока представления налоговой декларации, предусматривает исчисление штрафа только от суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из положений, изложенных в Определении Конституционного суда РФ от 12.07.2006 N 267-О, пришли также к обоснованному выводу о нарушении налоговым органом порядка привлечения к налоговой ответственности.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.09.2007, дополнительное решение от 28.09.2007, постановление от 06.12.2007 по делу N А59-2614/07-С15 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 1000 руб. Справку на возврат выдать Арбитражному суду Сахалинской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 мая 2008 г. N Ф03-А59/08-2/629
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании