Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 мая 2008 г. N Ф03-А24/08-2/771
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: МИФНС России N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу - Трусова Л.В. - ведущий специалист-эксперт юридического отдела, дов. N 02-4 от 09.01.2008, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу на решение от 13.11.2007 по делу N А24-2207/07-14 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению Индивидуального предпринимателя К.С. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу о признании частично недействительным решения налогового органа.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2008 года.
Индивидуальный предприниматель К.С. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) N 06-12/9967 от 10.05.2007.
Решением суда от 13.11.2007 заявленные требования удовлетворены частично. Обжалуемое решение налогового органа признано недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу РФ: подпункт 1.1 пункта 1, подпункт 2.1 "а" пункта 2 в части штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в размере 15 руб., в том числе 6 руб. по налогу на доходы физических лиц за 2004 год и 9 руб. по единому социальному налогу за 2004 год, в части штрафа на основании статьи 123 НК РФ в размере 1612 руб.; подпункт 2.1 "б" пункта 2 в части предложения уплатить налог на доходы физических лиц за 2004 год - 30 руб., единый социальный налог за 2004 год - 47 руб., налог на доходы физических лиц (налоговый агент) за 2005 год - 3640 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2005 год - 8682 руб.; подпункт 2.1 "в" пункта 2 в части предложения уплатить пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 945 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2048 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт в части удовлетворенных требований предпринимателю отменить как необоснованный. Заявитель жалобы указывает на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Индивидуальный предприниматель К.С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимал.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя налогового органа в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка в отношении индивидуального предпринимателя К.С. по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2003 по 31.03.2005, единого социального налога за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, страховых взносов в виде фиксированного платежа в пенсионный фонд за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2003 по 31.12.2005. По результатам проверки составлен акт N 06-12/36ДСП от 30.03.2007 и принято решение N 06-12/9967 от 10.05.2007 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 1013 руб., статьей 123 НК РФ, в виде штрафа в размере 1968 руб. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить единый социальный налог в сумме 47 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 4580 руб., 1192 руб. пени, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 4991 руб., 1339 руб. пени, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 8682 руб., 2048 руб. пени.
Основанием для доначисления единого социального налога, налога на доходы физических лиц за 2004 год, послужил вывод налогового органа о неправомерном завышении профессионального налогового вычета на 950 рублей расходов по приобретению счетчика, поскольку предпринимателем не подтверждена необходимость его установки. Основанием доначисления НДФЛ, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 год послужил вывод налогового органа о занижении суммы доходов, фактически выплаченных работникам. При этом инспекция определила сумму налогов расчетным путем на основании пункта 7 статьи 31 НК РФ.
Не согласившись с решением налогового органа в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 15 руб., по статье 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 1968 руб., доначисления единого социального налога в сумме 47 руб., налога на доходы физических лиц в сумме 4580 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 8682 руб., предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования частично, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 207 Налогового кодекса РФ и подпункта 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДФЛ и ЕСН.
Согласно пункту 1 статьи 221 Налогового кодекса РФ, при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщики имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Согласно пункту 3 статьи 237 Налогового кодекса РФ налоговая база по ЕСН для предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, указанному главой 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций".
Пунктом 1 статьи 252 НК РФ установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Из толкования указанных норм следует, что бремя доказывания обоснованности затрат возлагается на налогоплательщика.
В обоснование правомерности примененного профессионального налогового вычета предприниматель представил документы, подтверждающие приобретение электросчетчика по цене 950 рублей (копия чека от 24.08.2004 ООО "Электрический мир").
Также суд, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ исследовал и оценил представленный представителем предпринимателя в судебное заседание акт проверки работы электросчетчика от 18.09.2004, заверенный печатью Быстринского сетевого участка ОАО "Южные электрические сети Камчатки", который подтверждает установку нового счетчика, его поверку и опломбирование пломбой КЭ N 2, в магазине, принадлежащем предпринимателю и пришел к выводу о том, что расходы, осуществленные налогоплательщиком, соответствуют критериям, установленным статьей 252 НК РФ.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии правовых оснований для доначисления НДФЛ и ЕСН за 2004 год, а также привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 15 руб. правомерен.
Далее, в соответствии со статьей 24 НК РФ, налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, в том числе НДФЛ.
Согласно статье 209 НК РФ объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками.
Особенности исчисления данного налога, а также порядок и сроки его уплаты налоговыми агентами определены в статье 226 НК РФ, в соответствии с которой исчисление и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227, 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
При этом налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, либо по его поручению третьим лицам (пункт 4 статьи 226 НК РФ).
Судом установлено, что работник, с выплаченных доходов которого, по мнению налогового органа, предприниматель не удержал налог, на момент проверки уволен, в связи с чем предприниматель лишен возможности удержать с него налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами и их должностными лицами оспариваемых решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Вывод налогового органа о занижении налоговой базы по НДФЛ и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование основан из свидетельских показаний.
Исследовав протоколы допросов свидетелей (Лукониной С.Н., Амгановой Е.Е. от 27.02.2007 N 06-12/01, N 06-12/02), сопоставив их с последующими показаниями Амгановой Е.Е., суд сделал правильный вывод, о том, что они носят противоречивый характер и с достоверностью не подтверждают размер дохода, с которого налоговым органом были произведены доначисления НДФЛ за 2005 год в сумме 3640 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 год в сумме 8682 руб., соответствующие суммы пеней, штрафов.
Иных доказательств, налоговым органом не представлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, заявлены повторно, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.11.2007 по делу N А24-2207/07-14 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 мая 2008 г. N Ф03-А24/08-2/771
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании