Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 мая 2008 г. N Ф03-А24/08-2/856
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Дочернего государственного унитарного предприятия N 301 Федерального казенного предприятия "У" на решение от 21.12.2007 по делу N А24-4723/2007 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению Дочернего государственного унитарного предприятия N 301 Федерального казенного предприятия "У" к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о признании недействительным решения N 11-11/78/22513 от 24.07.2007.
Резолютивная часть постановления от 7 мая 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2008 года.
Дочернее государственное унитарное предприятие N 301 Федерального казенного предприятия "У" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому N 11-11/78/22513 от 24.07.2007.
Решением суда от 21.12.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу, что оспариваемое решение налогового органа вынесено в соответствии с действующим законодательством, поскольку факты неуплаты налога на прибыль, НДС, транспортного налога, единого социального налога, налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, а также несвоевременное представление налоговой декларации установлены. Привлечение к налоговой ответственности признано правомерным.
Всего доначислены к уплате 1057541,84 руб. налога, пени - 485559,63 руб., взысканы штрафы в сумме 323052,43 руб.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
В кассационной жалобе ДГУП N 301 ФКП "У", не согласившись с решением суда, просит судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Заявитель жалобы полагает, что налоговым органом на основании решения неправомерно взыскивались налоговые санкции, тогда как в силу закона взыскание санкций подлежит в судебном порядке.
Кроме того, налоговый орган не вправе привлечь организацию к налоговой ответственности за неуплату страховых взносов, поскольку правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, не являются налоговыми. Правом на взыскание недоимки и пени наделен только Пенсионный фонд Российской Федерации. Неправомерно начислены пени, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа были приостановлены операции налогоплательщика по счетам в банке.
Более того, на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом N 3092-р от 20.06.2007 и Распоряжения начальника ФКП УТ ТОФ N 18 от 29.06.07 в настоящее время проводится реорганизация ДГУП N 301 ФКП "У" в форме присоединения к ФКТ УТ ТОФ. Передаточным актом от 16.11.2007 задолженность ДГУП N 301 ФКП "У", в том числе перед государственными внебюджетными фондами, а также задолженность по налогам и сборам передана правопреемнику - Федеральному казенному предприятию "У".
Возражая против доводов жалобы, налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу указал на правомерность действий инспекции по начислению недоимки, пени и привлечения предприятия к налоговой ответственности, считает решение арбитражного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако участия своих представителей в судебном заседании не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах требований статей 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права по доводам кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки ДГУП N 301 ФКП "У" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2004 по 31.12.2005 выявлены налоговые нарушения, зафиксированные в акте от 19.06.2007 N 11-11/69.
Решением от 24.07.2007 N 11-11/78/22513 ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому предприятие привлечено к налоговой ответственности: по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату: налога на прибыль за 2004-2005 гг. в виде взыскания штрафа в сумме 21112,6 руб., налога на добавленную стоимость за 2004-2005 гг. в виде взыскания штрафа в сумме 168318 руб., транспортного налога за 2004-2005 гг. в виде взыскания штрафа в сумме 10254 руб., за неполную уплату единого налога на вмененный доход за 4 квартал 2004 года, 1, 2 кварталы 2005 г. в виде взыскания штрафа в сумме 14998, 4 руб., за ЕСН за 2004-2005 гг. - в виде взыскания штрафа в сумме 6892,43 руб.
по статье 123 НК РФ за неполное перечисление сумм налога, подлежащего перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в сумме 903 руб.
по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по транспортному налогу за 2004-2005 гг. в виде штрафа в сумме 100534 руб.
Кроме того, к уплате доначислены налоги и пени.
Предметом настоящего спора являются требования предприятия о признании недействительным решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки, о привлечении предприятия к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, доначислении налогов, сборов и пеней.
Как следует из кассационной жалобы, сами факты совершения налоговых правонарушений заявитель не оспаривает.
Предприятием оспаривается последующий порядок принудительного взыскания налоговых санкций, однако поскольку эти требования не являлись предметом настоящего спора, вывод суда о несостоятельности таких доводов является правильным.
Решения о принудительном взыскании налогов, споров, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика либо за счет имущества налогоплательщика могут быть обжалованы налогоплательщиком по правилам главы 24 АПК РФ.
Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы о нарушении порядка взыскания недоимки, пени и налоговых санкций не принимаются во внимание суда кассационной инстанции.
Вместе с тем, согласно статье 25 Закона от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании", контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом налоговый орган обязан передать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
Взыскание недоимки в силу статьи 25.1 этого Закона осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которые до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам и пеням в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о суммах задолженности должны направить страхователю требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней.
Следовательно, включение в решение налогового органа предписаний об оплате страховых взносов за 2004-2005 гг. и пеней неправомерно, поскольку нарушает предусмотренный законом порядок, в этой части решение налогового органа следовало признать недействительным.
Поэтому решение суда подлежит частичной отмене, а оспариваемое решение налогового органа признанию недействительным по пункту 3 в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 г. по страховой части - 16018,77 руб. и по накопительной части - 2388,85 руб., а также по пункту 2 в части начисления пени по страховым взносам ОПС на страховую часть 2744,01, накопительную часть - 172,99 руб. Штрафные санкции по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование решением налогового органа не начислялись.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
Рассматривая спор в этой части, арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности налогоплательщиком невозможности уплаты налогов за 2004-2005 гг. в связи с приостановлением операций по счетам в банке, принятым налоговым органом 24.04.2007.
Причинную связь между приостановлением операций по счетам в банке и невозможностью погашения недоимки, в том числе и после 24.04.2007 налогоплательщик не представил и в суд кассационной инстанции.
Довод о реорганизации ДГУП N 301 ФКТ УТ ТОФ во внимание суда кассационной инстанции не принимается, поскольку как, следует из кассационной жалобы, реорганизация предприятия путем присоединения к ФКП УТ ТОФ не завершена, процессуальное правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса, в том числе и в стадии исполнения судебных актов.
Более того, предметом спора является оспаривание решения налогового органа, вынесенного в отношении ДГУП N 301 ФКП "У". Кассационная жалоба подана от имени ДГУП N 301 ФКП "У" и подписана его начальником.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
кассационную жалобу удовлетворить частично.
Решение суда от 21.12.2007 в части отказа в удовлетворении требований Дочернего государственного унитарного предприятия N 301 Федерального казенного предприятия "У" о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому от 24.07.2007 N 11-11/78/22513 по доначислению за 2005 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (страховая часть - 16018,77 руб. и накопительная часть - 2388,85 руб.) и пени (страховая часть - 2744,01 руб., накопительная часть - 172,99 руб.) отменить. Заявленные требования в указанной части удовлетворить.
Признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому от 24.07.2007 N 11-11/78/22513 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 г.: страховая часть - 16018,77 руб., накопительная часть - 2388,85 руб. и соответственно пени - 2744,01 руб. и 172,99 руб. признать недействительным.
В остальном решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 мая 2008 г. N Ф03-А24/08-2/856
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании