Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-1/1816
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Управления Судебного департамента в Приморском крае: Смирная Д.А., консультант отдела организации правового обеспечения, доверенность от 12.02.2007 N УСД/2-338, от Территориального управления Росимущества по Приморскому краю: Лезина Л.А., эксперт, доверенность от 15.08.2007 N 03-8849, Винокурова А.А., специалист-эксперт правового обеспечения, доверенность от 20.05.2008 N 03-4234, от Прокуратуры Приморского края: Веселова В.А., прокурор отдела, доверенность от 30.05.2007 N 8-07, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Приморского края на решение от 07.12.2007, постановление от 11.03.2008 по делу N А51-5151/2007 1-188 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Управления Судебного департамента в Приморском крае к Территориальному управлению Росимущества по Приморскому краю, 3-е лицо: Прокуратура Приморского края, о признании недействительными распоряжений Территориального управления Росимущества по Приморскому краю от 30.01.2007 N 46-р, от 09.02.2007 N 62-р и обязании передать помещения Управлению Судебного департамента в Приморском крае для размещения Ленинского районного суда г. Владивостока.
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2008. Полный текст постановления изготовлен 05.06.2008.
Управление Судебного департамента в Приморском крае (далее - Судебный департамент) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю (далее - Территориальное управление Росимущества): от 30.01.2007 N 46 "О признании утратившим силу распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края от 22 мая 2003 года N 146-р", от 09.02.2007 N 62-р "О закреплении имущества на праве оперативного управления за Прокуратурой Приморского края" и обязании Территориального управления Росимущества во исполнение распоряжения от 22.05.2003 N 164-р передать высвобождающиеся помещения общей площадью 1 254,9 кв.м, расположенные на первом и цокольном этажах в здании по адресу: г. Владивосток, ул. Пушкинская, 63, Судебному департаменту для размещения Ленинского районного суда г. Владивостока.
Заявление мотивировано несоответствием указанных распоряжений нормам действующего законодательства и нарушением прав и законных интересов Судебного департамента.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Прокуратура Приморского края.
Решением от 07.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.03.2008, требования заявителя удовлетворены.
Арбитражный суд признал недействительными оспариваемые распоряжения Территориального управления Росимущества, как несоответствующие Распоряжению Президента РФ от 03.09.1991 N 32-рп "О неотложных мерах по улучшению работы судов РСФСР", Указу Президента РФ от 20.03.1996 N 401 "О дополнительных мерах по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации" и нарушающие права и законные интересы Судебного департамента.
В кассационной жалобе заместитель Прокурора Приморского края просит принятые по делу судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Судебным департаментом требований.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о несоответствии выводов судебных инстанций обстоятельствам дела и нарушении судом норм материального права. Заявитель полагает, что партийное имущество могло быть передано судам в ходе оказания первоочередной помощи, при условии их нахождения в неприспособленных помещениях на момент издания Распоряжения Президента РФ от 03.09.1991 N 32-рп. Однако указанное не может свидетельствовать о том, что при последующем увеличении штатной численности судов им в обязательном порядке передается данное имущество. Считает, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в связи с чем не обязано обеспечивать суды дополнительными помещениями и имело полномочия по распоряжению помещениями свободными от прав третьих лиц на основании ст.ст. 209, 296, 298 ГК РФ. Кроме того, заявитель указал на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" Ленинский районный суд не нуждается в спорных нежилых помещениях.
В отзыве на кассационную жалобу Территориальное управление Росимущества поддержало доводы кассационной жалобы в полном объеме, просило принятые по делу судебные акты отменить и в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Судебный департамент в отзыве на кассационную жалобу выразил несогласие с приведенными в ней доводами и просил в удовлетворении жалобы отказать, оставив обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители участвующих в деле лиц привели доводы, соответствующие тексам кассационной жалобы и отзывов на нее.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 27.05.2008 до 12 часов 45 минут 03.06.2008.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела, распоряжением от 09.02.2007 N 62-р Территориальным управлением Росимущества принято решение о закреплении на праве оперативного управления за Прокуратурой Приморского края нежилых помещений, находящихся в казне Российской Федерации, общей площадью 1254,9 кв.м, расположенных на первом и цокольном этажах в здании по адресу: г. Владивосток, ул. Пушкинская, 63.
При этом распоряжением Территориального управления Роимущества от 30.01.2007 N 46-р признано утратившим силу распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края от 22.05.2003 N 164-р "О передаче на баланс управлению Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Приморском крае здания, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Пушкинская, 63".
Судебный департамент, считая указанные распоряжения территориального управления Росимущества недействительными, нарушающими его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке ст. 198 АПК РФ.
В соответствии со ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя.
Арбитражным судом установлено, что нежилое здание общей площадью 2528,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Пушкинская, 63, являлось партийной собственностью, которая Указом Президента РФ от 25.08.1991 N 90, от 06.11.1991 N 169 объявлена государственной собственностью и передана в пользование соответствующих государственных органов.
Согласно Распоряжению Президента РФ от 03.09.1991 N 32-рп "О неотложных мерах по улучшению работы судов РСФСР" здания республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских, районных в городах комитетов КПСС и Коммунистической партии РСФСР передавались судам, которые размещаются в не приспособленных для осуществления правосудия помещениях.
Указом Президента РФ от 20.03.1996 N 401 "О дополнительных мерах по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации" в целях создания надлежащих условий для деятельности судов в Российской Федерации, формирования судебной системы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, обеспечения безусловного исполнения судебных решений предписано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить предоставление судам необходимых служебных помещений.
Исходя из содержания данных нормативных актов, арбитражный суд пришел к выводу о том, что распоряжения Президента РФ приняты в рамках программы по совершенствованию судебной системы и имеют целевой характер, направленный на создание надлежащих условий для деятельности судов на длительную перспективу и явились основой для возникновения права на улучшение материальных условий для деятельности судов.
Во исполнение данных нормативных актов Президента РФ распоряжением от 13.05.1999 N 111-р Комитета по управлению имуществом Приморского края за Судебным департаментом закреплены помещения 3 и 4 этажей общей площадью 1063,2 кв.м в здании, расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. Пушкинская, 63.
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края от 03.09.2002 N 350-р в распоряжение от 13.05.1999 N 111-р внесены изменения в части фактически занимаемых Судебным департаментом площадей, в соответствии с которым в оперативное управление подлежали передаче помещения 2 и 3 этажей общей площадью 981,7 кв.м.
Право оперативного управления Судебного департамента на нежилые помещения общей площадью 982 кв.м зарегистрировано в установленном законом порядке 15.09.2005.
В дальнейшем по распоряжению Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края от 22.05.2003 N 164-р на баланс Судебного департамента передано здание, занимаемое ранее партийными органами, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Пушкинская, 63. Судебному департаменту также переданы на баланс помещения общей площадью 1554,7 кв.м, из которых на праве оперативного управления дополнительно закреплены помещения площадью 144,8 кв.м.
При этом согласно указанному распоряжению Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края передача Судебному департаменту данных площадей здания по ул. Пушкинской, 63 в оперативное управление осуществляется по мере их высвобождения.
В связи с этим арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что указанными ненормативными актами передача бывшего партийного имущества в оперативное управление Судебного департамента предусматривалась не единовременно, а в течение определенного периода времени, связанного с освобождением помещений, занимаемых иными структурами и организациями.
Вместе с тем арбитражным судом установлено, что переданные на баланс Судебному департаменту помещения площадью 1554,3 кв.м, к которым фактически относятся цокольный, первый и второй этажи в здании по ул. Пушкинская, 63, заняты сотрудниками административно-территориального управления Ленинского района и структурами г. Владивостока в связи с чем Судебный департамент не мог своевременно воспользоваться правом на занятие данных помещений.
Однако, как следует из материалов дела, Судебным департаментом предпринимались меры к выполнению распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края от 22.05.2003 N 164-р и к высвобождению спорных помещений, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе соглашением от 14.04.2006, заключенным между Управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и Судебным департаментом, которым предусматривалось освобождение дополнительных помещений службами администрации г. Владивостока и иными юридическими лицами, с установлением графика высвобождения помещений, а также письмами Судебного департамента, адресованными Территориальному управлению Росимущества, с просьбой о решении вопросов реализации прав Судебного департамента по принятию в оперативное управление указанных выше помещений.
Между тем Территориальное управление Росимущества каких-либо действий по выселению организаций, незаконно занимающих помещения в здании по ул. Пушкинской, 63, не предпринималось.
Кроме того, арбитражным судом установлено, что реализация распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом Приморского края от 22.05.2003 N 164-р осуществлялась, поскольку часть помещений на первом этаже здания была освобождена и передана по акту приема-передачи представителям Ленинского районного суда г. Владивостока.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 Федеральное агентство осуществляет функции по управлению федеральным имуществом непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно п.п. 5.6, 5.19 к полномочиям Федерального агентства и его территориальных органов относится проведение проверок использования федерального имущества, закрепление находящегося в федеральной собственности имущества в оперативное управление, изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.
Между тем в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие об использовании Судебным департаментом переданного ему на баланс имущества не по назначению, либо о наличии у него излишнего имущества.
Не содержат указания на такие обстоятельства и акт проверки использования федерального имущества, здания, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Пушкинская, 63 Территориального управления Росимущества от 19.09.2006, а также оспариваемые распоряжения.
Напротив, арбитражным судом установлен факт ненадлежащего размещения находящегося в здании по ул. Пушкинской, 63 в г. Владивостоке Ленинского районного суда с учетом занимаемых им помещений, штатной численности аппарата суда, норматива размера общей площади помещений, приходящегося на одного судью, исходя из положений Распоряжения Правительства РФ от 04.08.2006 N 1082-р "О концепции Федеральной целевой Программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы", что приводит к ненадлежащему осуществлению правосудия.
Кроме того, судом установлено, что при издании спорных распоряжений, а также на момент передачи нежилых помещений в здании по ул. Пушкинской, 63 Прокуратуре Приморского края указанные помещения на первом этаже еще были заняты иными структурами, в том числе и Ленинским районным судом.
В связи с этим арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемые распоряжения Территориального управления Росимущества противоречат принципу целесообразности использования федерального имущества, закрепленного в Положении о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, и нарушают права Судебного департамента, а в конечном итоге и конституционные права граждан на надлежащую судебную защиту.
Установив факт нарушения действующего законодательства, а именно, несоответствие оспариваемых распоряжений Распоряжению Президента РФ от 09.09.1991 N 32-рп и Указу Президента РФ от 20.03.1996 N 401, нарушение прав и законных интересов заявителя, арбитражный суд обоснованно удовлетворил требования Судебного департамента в соответствии со ст. 201 АПК РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что партийное имущество могло быть передано единовременно только в ходе оказания первоочередной помощи судам, находящимся в неприспособленных помещениях, на момент издания Распоряжения Президента РФ от 03.09.1991 N 32-рп, и не могло передаваться им в дальнейшем, подлежат отклонению, поскольку судебными инстанциями исходя из положений распоряжений Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края о передаче помещений Судебному департаменту, изданным во исполнение указанного нормативного акта, установлена долгосрочность процесса передачи в оперативное управление Судебного департамента бывшего партийного имущества в связи с необходимостью его высвобождения иными лицами.
Кроме того, Распоряжение Президента РФ от 03.09.1991 N 32-рп "О неотложных мерах по улучшению работы судов РСФСР" является действующим нормативным актом и не содержит указаний о каких-либо сроках передачи судам бывшего партийного имущества.
Несостоятельна и ссылка заявителя жалобы на отсутствие обязанности Территориального управления Росимущества как федерального органа исполнительной власти по передаче Судебному департаменту бывшего партийного имущества в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.1996 N 401 "О дополнительных мерах по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации", так как изначально бывшее партийное имущество передавалось Судебному департаменту на баланс на основании распоряжений Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края, который на тот момент являлся органом исполнительной власти Приморского края и обладал полномочиями территориального органа Министерства имущественных отношений РФ.
Кроме того, как следует из имеющихся в деле документов, закрепляя за Судебным департаментом бывшее партийное недвижимое имущество распоряжением от 13.05.1999 N 111-р Комитет по управлению имуществом Приморского края руководствовался, в том числе и Указом Президента РФ от 20.03.1996 N 401.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии необходимости в предоставлении Судебному департаменту площадей для размещения Ленинского районного суда рассматривались судом апелляционной инстанции и получили соответствующую правовую оценку. Оснований для их иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку при принятии решения от 07.12.2007 и постановления от 11.03.2008 арбитражным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.12.2007, постановление от 11.03.2008 по делу N А51-5151/2007 1-188 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-1/1816
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании