Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 июня 2008 г. N Ф03-А37/08-2/1930
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от третьего лица Администрации Особой экономической зоны: Гребенюк С.Н., руководитель, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 23.01.2008 по делу N А37-1942/2007-5 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Ольский район" "Э" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области, третье лицо: ГУ Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны", о признании недействительным решения и обязании инспекцию возвратить излишне взысканный налог на прибыль организаций и пени в общей сумме 205118,44 руб.
Резолютивная часть постановления от 7 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 9 июня 2008 года.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 07.06.2008.
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Ольский район" "Э" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 07.09.2007 N 4345 о взыскании 193878 руб. налога на прибыль организаций и 11240 руб. пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке и обязании инспекцию возвратить денежные средства в общей сумме 205118,44 руб.
Определением суда от 27.12.2007 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны" (далее - Администрация ОЭЗ).
Решением суда от 23.01.2008 заявление удовлетворено. Оспариваемый ненормативный правовой акт признан недействительным как несоответствующий статье 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, с изменениями и дополнениями, "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Федеральный закон N 104-ФЗ). Суд обязал налоговый орган возвратить предприятию сумму излишне взысканного налога и пеней.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность решения суда проверяются по кассационной жалобе инспекции, которая просит его отменить и принять новый судебный акт. Заявитель считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению инспекции, налогоплательщики - участники ОЭЗ, пользующиеся льготой, предусмотренной статьей 5 Федерального закона N 104-ФЗ при заполнении деклараций по налогу на прибыль должны отображать в графах 040, 070 значение с нулевым показателем, во избежание неправомерного начисления налога к уплате, но только в том случае, если вся прибыль налогоплательщика инвестирована в развитие производства в социальной сфере на территории ОЭЗ и Магаданской области. Однако предприятие самостоятельно исчислило и отразило суммы налога к доплате в части федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, тем самым не воспользовалось льготой участника ОЭЗ. Уточненные налоговые декларации с нулевыми показателями предприятием представлены не были. Кроме того, налоговый орган при проверке налоговых деклараций не мог предугадать имеет ли налогоплательщик право на льготу участника ОЭЗ.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие и Администрация ОЭЗ просят решение суда оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству и обстоятельствам дела.
МУП МО "Ольский район" и Межрайонная ИФНС России N 1 по Чукотскому АО извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
Инспекцией заявлено ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы, подписанное заместителем начальника юридического отдела Филиным Е.Н. по доверенности от 14.04.2008 N 05-25/23, рассмотрев которое, суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для его удовлетворения не установил в связи с отсутствием у представителя соответствующих полномочий.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя Администрации ОЭЗ, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, предприятие представило в налоговый орган налоговые декларации по налогу на прибыль за февраль, март, апрель 2007 года, согласно которым суммы налога на прибыль (авансовый платеж) исчислены в суммах: 129298 руб., 112299 руб., 57489 руб.
Налоговым органом в адрес предприятия выставлено требование от 13.08.2007 N 10202 об уплате в добровольном порядке налога и пеней в сумме 253458 руб. и 11240,44 руб. в срок до 03.09.2007.
Неисполнение указанного требования явилось основанием для вынесения решения от 07.09.2007 N 4345 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации на общую сумму 193878 руб. и выставления инкассовых поручений от 07.09.2007 N 10933 на сумму 193878 руб., от 07.09.2007 N 10934 на сумму 11240,44 руб., которые исполнены предприятием 13.09.2007.
Оспаривая решение налогового органа от 07.09.2007 N 4345 в арбитражном суде, предприятие указало на отсутствие у него обязанности производить уплату исчисленного в декларациях налога на прибыль в доле федерального бюджета, поскольку налогоплательщик воспользовался льготой в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 104-ФЗ.
В силу упомянутой выше правовой нормы в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2014 года участники Особой экономической зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области.
Льгота, установленная настоящей статьей, предоставляется при условии ведения участниками Особой экономической зоны отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах Особой экономической зоны и Магаданской области. Таким образом, правовое значение названной нормы заключается в обязанности ведения отдельного учета по операциям в ОЭЗ и вне ОЭЗ в целях возможного получения льготы по уплате налога на прибыль.
Право на льготу по уплате налога на прибыль, как правильно указал суд, возможно при соблюдении предприятием условий, установленных статьей 5 Федерального закона N 104-ФЗ.
Вместе с тем, судом при разрешении спора соблюдение налогоплательщиком условий для получения льготы по уплате налога в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, не проверялось, при том, что право на льготу в данном случае налогоплательщик может заявить в любой форме и обязан обосновать в установленном порядке.
Как следует из решения суда, в судебном заседании налоговым органом подтверждено право налогоплательщика на льготу по налогу на сумму 133768,81 руб. Однако суд признал оспариваемый ненормативный акт о взыскании за счет денежных средств 193878 руб. налога и 11240,44 руб. пеней недействительным в полном объеме.
Кроме этого, обязывая Межрайонную ИФНС России N 1 по Чукотскому автономному округу возвратить предприятию излишне взысканный налог на прибыль в доле федерального бюджета в сумме 193878 руб. и пеней 11240,44 руб., суд руководствовался пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной процессуальной норме в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Между тем, судом не учтено, что предприятием заявлены два требования: о признании недействительным ненормативного правового акта и обязании инспекцию возвратить сумму излишне взысканного налога. Порядок возврата излишне взысканного налога, а также пеней регулируется статьей 79 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, решение суда в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Магаданской области, при котором суду необходимо устранить отмеченные недостатки и на основе норм действующего законодательства о налогах и сборах и оценке материалов дела, с учетом доводов лиц, участвующих в деле, разрешить заявленные требования.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 23.01.2008 по делу N А37-1942/2007-5 отменить, дело направить на новое рассмотрение в этот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 июня 2008 г. N Ф03-А37/08-2/1930
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании