Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 июня 2008 г. N Ф03-А37/08-2/1915
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: МУП г. Магадана "В" - Бизяева В.В. - главный бухгалтер, дов. N 129 от 29.09.2008, Фабричная Т.А. - юрисконсульт, дов. N 1 от 09.01.2008, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2008 по делу N А37-1929/2007 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Муниципального унитарного предприятия г. Магадана "В" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области о возложении обязанности на налоговый орган возвратить на расчетный счет предприятия 1124068,10 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2008 года.
Муниципальное унитарное предприятие г. Магадана "В" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением (с учетом уточненных требований) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) об обязании налогового органа возвратить на расчетный счет предприятия 1124068,1 руб. и взыскать проценты в размере 15579,6 руб. на сумму излишне уплаченного налога.
Решением суда от 10.12.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2008 решение суда от 10.12.2007 отменено, требования предприятия удовлетворены.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, решение первой инстанции оставить в силе. По мнению заявителя жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и имеет место неправильное применение норм материального и процессуального права. Как указывает заявитель жалобы, у предприятия имелась задолженность по пеням в Пенсионный фонд РФ в размере 1666332,92 руб., которая не была погашена, в связи с чем основания для возврата на расчетный счет предприятия 1124068,1 руб. отсутствуют.
В судебном заседании представители предприятия против доводов жалобы возражали, просили постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Инспекция по налогам и сборам, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав в судебном заседании представителей предприятия, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, 27.07.2007 предприятие обратилось в инспекцию по налогам и сборам с заявлением N 120 о возврате на его расчетный счет переплаты в сумме 1124068,1 руб. по взносам в Пенсионный фонд РФ.
20.08.2007 в адрес предприятия поступило извещение налогового органа N 2047 о проведенном зачете на сумму 1124068,1 руб. с КБК 18210908020061000140 ОКАТО 44401000000 недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ, налог на КБК 182109080200620000140 ОКАТО 44401000000 недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ, пеня.
Не согласившись со списанием указанной суммы, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате списанной суммы на счет предприятия.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из наличия у предприятия задолженности по пеням в сумме 1666332,92 руб., начисленным на имевшуюся по состоянию на 01.01.2001 задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды за период с 01.01.2001
- даты подачи заявления о реструктуризации задолженности, до 18.12.2001
- даты принятия решения о реструктуризации.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные требования предприятия, арбитражный апелляционный суд указал на неправомерность действий налогового органа, направленных на удержание задолженности по пеням, срок взыскания которой истек.
Статьей 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено проведение реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организации по состоянию на 1 января 2001 года. Этой нормой права предусмотрено, что Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия проведения реструктуризации по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организации по состоянию на 01.01.2001.
Такой порядок и условия установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 699 от 01.10.2001 (с последующими изменениями и дополнениями).
Арбитражным апелляционным судом установлено, что на основании заявления МУП г. Магадана "В" налоговым органом принято решение N 4-ф от 18.12.2001 о реструктуризации кредиторской задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 39850851 руб. сроком на пять лет, в том числе в Пенсионный фонд РФ в сумме 39745578 руб. из которых 5720353 руб. задолженность по вносам, 34025225 руб. задолженность по начисленным пеням и штрафам. В соответствии с указанным решением, с учетом задолженности по пеням и штрафам, составлен график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Также судом установлено, что на дату принятия решения о реструктуризации задолженность по страховым взносам составила 5041654,98 руб. За период с 18.12.2001 по 22.12.2006 предприятием произведена оплата реструктуризированной задолженности в сумме 5879705,08 руб.
Затем, 26.12.2006 в счет погашения реструктуризированной задолженности предприятием произведен платеж в сумме 286018 руб., что привело к образованию переплаты в сумме 1124068,1 руб., зачтенной налоговым органом в счет уплаты задолженности по пеням, начисленным по состоянию на 01.01.2001.
Следовательно, имело место принудительное взыскание пеней в 2007 году за период просрочки уплаты страховых взносов, имевшей место до 01.01.2001.
Так как, инспекция по налогам и сборам провела зачет переплаты 20.08.2007, то есть после того, как истек срок, установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ для принудительного их взыскания налоговым органом в судебном порядке, вывод арбитражного апелляционного суда об обязанности налогового органа возвратить налогоплательщику 1124068,1 руб. основан на положениях статьи 79 НК РФ.
В связи с вышеизложенным основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2008 по делу N А37-1929/2007 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено проведение реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организации по состоянию на 1 января 2001 года. Этой нормой права предусмотрено, что Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия проведения реструктуризации по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организации по состоянию на 01.01.2001.
Такой порядок и условия установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 699 от 01.10.2001 (с последующими изменениями и дополнениями).
...
Затем, 26.12.2006 в счет погашения реструктуризированной задолженности предприятием произведен платеж в сумме 286018 руб., что привело к образованию переплаты в сумме 1124068,1 руб., зачтенной налоговым органом в счет уплаты задолженности по пеням, начисленным по состоянию на 01.01.2001.
Следовательно, имело место принудительное взыскание пеней в 2007 году за период просрочки уплаты страховых взносов, имевшей место до 01.01.2001.
Так как, инспекция по налогам и сборам провела зачет переплаты 20.08.2007, то есть после того, как истек срок, установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ для принудительного их взыскания налоговым органом в судебном порядке, вывод арбитражного апелляционного суда об обязанности налогового органа возвратить налогоплательщику 1124068,1 руб. основан на положениях статьи 79 НК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 июня 2008 г. N Ф03-А37/08-2/1915
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании