Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Астапенко С.А.
судей Морозовой С.Г. и Шулындиной С.А.
при секретаре Благополучной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Килимчука Владимира Васильевича на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 17 февраля 2022 года об оспаривании решения Управления Росреестра по Ленинградской области об отказе во внесении в ЕГРН сведений в отношении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А, объяснения представителя от Килимчука В.В. - Цветкова А.В, поддержавшего доводы апелляционный жалобы, возражения представителя Управления Росреестра по Ленинградской области Беляевой А.А, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, установила:
Килимчук В.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, которым просил: признать незаконным и отменить решение Управления Росреестра по Ленинградской области N КУВД-001/2021-36094292/1 от 8 сентября 2021 г. об отказе в государственной регистрации изменений в кадастровый учет объекта недвижимости; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию изменений недвижимости; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию изменений в кадастровом учете объекта недвижимости земельного участка площадью 2, 5 гектара, расположенного по адресу: Ленинградская "адрес" с кадастровым номером N изменив вид разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусмотренный зонированием территории сх-1 зона на "ведение садоводства", согласно заявлению от 12.03.2021 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Килимчук В.В. является собственником 2/5 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 2, 5 га по адресу: "адрес" с кадастровым N категории земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства. Согласно выписке из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, Правилам землепользования и застройки МО "Приозерский район" Ленинградской области, утвержденных приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области N65 от 02.11.2018, данный земельный участок относится к территориальной зоне ТСХ-2 (ведение садоводства и огородничества).
12.03.2021 года административный истец обратился с заявлением в Управление Росреестра по Ленинградской области о внесении изменений в кадастровый учет объекта недвижимости в части сведений о разрешенном виде использования - на ведение садоводства. Решением Управления от 01.04.2021 года NКУВД-001/2021-9024119/1 отказано в государственной регистрации изменений, так как земельный участок относится к категории сельскохозяйственных угодий, изменение назначения которой возможно только при переводе земельного участка в иную категорию.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 14.07.2021 по делу N 2а-8158/2021 указанное решение Управления Росреестра по Ленинградской области признано незаконным и отменено, суд обязал Управление повторно рассмотреть заявление Килимчука В.В. о внесении изменений в кадастровый учет объекта недвижимости в части сведений о разрешенном виде использования земельного участка.
Управлением Росреестра по Ленинградской области в адрес представителя Килимчука В.В. направлено уведомление от 08.09.2021 N КУВД-001/2021-36094292/1 об отказе во внесении в ЕГРН изменений в отношении земельного участка с кадастровым N 47:03:0505001:59.
Административный истец считает данное решение незаконным, полагая, что вид разрешенного использования установлен действующими правилами землепользования и застройки.
В суде первой инстанции представитель административного истца требования поддержал. Представитель Управления Росреестра по Ленинградской области в письменном отзыве возражал против удовлетворения требований.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 17 февраля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Килимчука В.В. - отказано.
На постановленное судом решение Килимчуком В.В. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового - удовлетворении административного иска. В жалобе поддерживается правовая позиция, изложенная в суде первой инстанции. Указывается, что заявитель, представив в регистрирующий орган все необходимые документы, отказ в государственной регистрации изменений в кадастровый учет объекта недвижимости является необоснованным.
Относительно апелляционной жалобы от Управления Росреестра по Ленинградской области поступили возражения о несостоятельности её доводов и законности решения суда.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Килимчук В.В. является собственником 2/5 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым N площадью 2, 5 га, расположенного по адресу: "адрес", категории - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства.
Согласно Правилам землепользования и застройки МО "Приозерский район" Ленинградской области, утвержденных приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области N65 от 02.11.2018, земельный участок с кадастровым N относится к территориальной зоне ТСХ-2 (ведение садоводства и огородничества).
31.08.2021 г. в Управление Росреестра по Ленинградской области поступило заявление Килимчука В.В. о внесении в ЕГРН изменений в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N с вида "для сельскохозяйственного производства" на вид "ведение садоводства". Государственным регистратором Управления принято решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым N.
В обоснование отказа заявителю регистрирующий орган в оспариваемом решении указал, что земельный участок с кадастровым номером N образован путем выдела пая "данные изъяты" (земельная доля 3, 55 га с оценкой 136, 68 баллогектаров, что подтверждается свидетельством о права собственности на землю от 12.09.1994) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N из земель сельскохозяйственного назначения СПК "Джатиево". Как следует из землеустроительного дела Государственного фонда данных N285 от 2006 года, в счет пая "данные изъяты" на основании протокола общего собрания участников долевой собственности от 19.09.2005 был определен земельный участок ориентировочной площадью 2, 5 га, на рабочем контуре N 112 "Октябрь". Выделенный земельный участок расположен на землях, представляющий собой пашни (балл продуктивности - 1 га 47 баллов, площадь выдела составляет 117, 5 б/га). В этой связи регистрирующий орган счел невозможным изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, относящегося к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, с "сельскохозяйственное производство" на "ведение садоводства".
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу в удовлетворении заявленных административных исковых требования отказать, поскольку оспариваемое решение Управления Росреестра по Ленинградской области соответствует требованиям закона.
Судебная коллегия полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого решения, предусмотренных положениями ст. 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 25000 кв.м, образован путем многократных преобразований путем выдела из земель сельскохозяйственного назначения СПК "Джатиево", относился по составу сельскохозяйственных угодий к пашням.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
ГрК РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГрК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года", утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014 года).
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным решения Управления Росреестра по Ленинградской области об отказе в учете изменений объекта недвижимости не имееется.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, основаны на неправильном толковании законодательства.
Решение суда постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Килимчука Владимира Васильевича без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 01.08.2022 г.
Судья Кораблева Н.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.