Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 июня 2008 г. N Ф03-А73/08-2/1331
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного производственного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" на решение от 11.01.2008 по делу N А73-12803/2007-21 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе имени Лазо Хабаровского края к Муниципальному унитарному производственному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство", 3-е лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4, по Хабаровскому краю о взыскании 771591,11 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2008 года.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе имени Лазо Хабаровского края (далее - Управление; Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с Муниципального унитарного производственного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - предприятие) 771591,11 руб., составляющих задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2 квартал 2007 года в сумме 708149 руб. и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 63442,11 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Хабаровскому краю.
Решением суда от 11.01.2008 заявление удовлетворено в полном объеме ввиду признания предприятием суммы долга.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, временный управляющий МУПП "Жилищно-коммунальное хозяйство" подал кассационную жалобу, в которой просит отменить данный судебный акт и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы ссылается на то, что судом не учтены обстоятельства, имеющие значение для дела, в частности, введение на предприятии на момент обращения Управления с заявлением процедуры банкротства - наблюдение. Поскольку срок исполнения обязательств по уплате страховых взносов за 2 квартал 2007 года на дату введения наблюдения наступил, то спорная сумма в соответствии со статьями 63, 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" подлежит взысканию в рамках дела о банкротстве. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что у директора предприятия в силу статьи 64 названного Федерального закона отсутствовали полномочия на признание требований Пенсионного фонда и, соответственно, на подписание отзыва на заявление.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, так как полагает, что спорная сумма является текущим платежом, который подлежит взысканию в судебном порядке.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание кассационной инстанции не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает необходимым отменить решение суда с направлением дела на новое рассмотрение исходя из следующего.
Как установлено судом, МУПП "Жилищно-коммунальное хозяйство производит выплаты физическим лицам и в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем, обязанным в соответствии с пунктом 2 статьи 14 названного Федерального закона своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Удовлетворяя требования Управления и взыскивая с предприятия сумму задолженности по страховым взносам и пени за 2 квартал 2007 года, составившую, соответственно, 708149 руб. и 63442,11 руб., суд исходил из доказанности факта несвоевременной уплаты страхователем указанных платежей. В подтверждение своих выводов суд сослался на имеющиеся в материалах дела: расчет авансовых платежей за полугодие 2007 года, реестр учета платежей и выписку лицевого счета предприятия по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также учел признание заявленных требований предприятием, которое последнее изложило в отзыве, подписанном руководителем указанного юридического лица.
Однако, как следует из материалов дела, в отношении МУПП "Жилищно-коммунальное хозяйство" определением Арбитражного суда Хабаровского края от 04.10.2007 по делу N А73-10081/2007-37 в соответствии со статьей 62 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" введена процедура наблюдение.
С введением указанной процедуры банкротства в силу статьи названного выше Федерального закона наступают определенные, данные статьей последствия, в том числе: требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены должнику только с соблюдением установленного данным Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
Согласно абзацу пятому статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
Таким образом, при решении вопроса о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням в период процедуры банкротства подлежат выяснению судом, рассматривающим дело, обстоятельства, касающиеся квалификации указанных требований по обязательным платежам в качестве текущих или не являющихся таковыми, на что обратил внимание в Постановлении от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ.
Поскольку названные обстоятельства суд не проверил, а их установление имеет существенное значение для рассмотрения данного дела, то принятое по делу решение следует отменить. Дело направить на новое рассмотрение, при котором необходимо устранить отмеченные нарушения, в полном объеме проверить доводы лиц, участвующих в деле, и, с учетом установленного, разрешить спорные правоотношения, а также вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 11.01.2008 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-12803/2007-21 отменить, дело направить на новое рассмотрение в этот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 июня 2008 г. N Ф03-А73/08-2/1331
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании