Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-1/1663
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 03.03.2008 по делу N А51-5865/2006 27-352 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к Администрации муниципального образования г. Арсеньев, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 449186 руб. 14 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2008 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Арсеньев, Минфину РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 449186 руб. 14 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг гражданам, имеющим на это право на основании Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" в 2004 году.
Определением от 24.07.2007 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Решением суда от 03.03.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны РФ в пользу КГУП "Примтеплоэнерго" взыскано 449186,14 руб. В иске к Администрации Арсеньевского городского округа отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
В обоснование своих требований Минфин РФ в лице УФК по Приморскому краю приводит доводы о том, что ст. 72 Конституции РФ социальную защиту граждан, защиту прав граждан относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также в силу ст. 4 ФЗ РФ "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование расходов должно осуществляться на основе федеральных, республиканских и местных программ, поэтому возложение обязанности по возмещению этих расходов за счет федерального бюджета, по его мнению, неправомерно. Также указывает на то, что истцом документально не доказан факт возникновения убытков в спорный период за предоставленные льготы рассматриваемой категории граждан.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания жалобы, участия в заседании суда не приняли.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, КГУП "Примтеплоэнерго" в 2004 году за счет собственных средств предоставило льготы по оплате коммунальных услуг гражданам в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов".
Поскольку расходы истца, связанные с предоставлением льгот, в размере 449186 руб. 14 коп. ему не возмещены, заявлены настоящие исковые требования.
Расходы в указанном размере подтверждены списками граждан, имеющих льготу на основании Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", согласованные начальником управления здравоохранения Администрации Арсеньевского городского округа, поэтому доводы заявителя жалобы о недоказанности истцом размера понесенных убытков, отклоняются.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь названным Законом, с учетом разъяснений, содержащихся в определении Конституционного суда РФ от 09.04.2002 N 68-О, исходил из того, что финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот рассматриваемой категории граждан, должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в виде субвенций и субсидий.
ФЗ от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на компенсацию затрат по предоставлению всего пакета льгот, установленных Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов", бюджетам субъектов РФ установлены субвенции в размере 1110485,0 тыс. руб. В том числе бюджету Приморского края на указанные цели из Фонда компенсаций федерального бюджета поступило 2444 тыс. руб.
Вместе с тем, как установлено судом, произведенные из бюджета Приморского края расходы по предоставлению льгот составили сумму 1295 тыс. руб. При этом судом установлено, что указанных денежных средств для реализации льгот, предусмотренных ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" оказалось недостаточно для компенсации понесенных расходов.
Поскольку обязанность по финансированию установленных названным Законом льгот, исходя из вышеперечисленных нормативных актов, возложена на Российскую Федерацию, а органы государственной власти РФ не обеспечили финансирование этих расходов, исковые требования правомерно удовлетворены за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Взыскание расходов истца по рассматриваемому Закону за счет средств федерального бюджета соответствует также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Положения статьи 72 Конституции РФ об отнесении вопросов социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, как и статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) о совместном финансировании указанных расходов не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего, в связи с чем доводы Минфина РФ, приведенные со ссылкой на указанные нормы права, несостоятельны.
Арбитражный суд Приморского края, удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, правомерно сослался и на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О, исходя из конституционно-правового смысла которого, впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Указанная правовая позиция следует из положений Конституции РФ и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные в 2004 году истцом убытки в размере 449186 руб. 14 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Исходя из изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 03.03.2008 по делу N А51-5865/2006 27-352 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-1/1663
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании