Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 июня 2008 г. N Ф03-А04/08-1/2114
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ТУ ФАУФИ по Амурской области: В.К. Фирстов, начальник отдела правового обеспечения, доверенность от 21.04.2008 N 90, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 по делу N А04-8760/07-1/695 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области в государственной регистрации права федеральной собственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2008. Полный текст постановления изготовлен 24.06.2008.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области (далее - ТУ ФАУФИ по Амурской области) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области (далее - регистрирующий орган) от 03.10.2007 N 28-2-01/042/2007-016 в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок площадью 10 кв.м, расположенный по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, юго-западная часть кадастрового квартала, граница которого проходит по контуру ГУП "Благовещенский Аэропорт", кадастровый номер 28:01:060011:0030; и об обязании регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на данный земельный участок.
Решением суда от 23.01.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 решение суда от 23.01.2008 отменено; отказ регистрирующего органа признан незаконным. При этом суд обязал УФРС по Амурской области зарегистрировать право федеральной собственности на спорный земельный участок.
В кассационной жалобе регистрирующий орган просит отменить постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008, оставить в силе решение суда от 23.01.2008.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение арбитражным апелляционным судом норм материального права - статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации прав).
В отзыве на кассационную жалобу ТУ ФАУФИ по Амурской области выразило несогласие с доводами жалобы, просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ТУ ФАУФИ по Амурской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, дав по ним пояснения.
Регистрирующий орган, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечил.
Проверив законность обжалуемого судебного акта с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится оборудование ТП-22 "Перрон", назначение: сооружения энергетики и электропередачи, общая площадь 5,9 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.07.2007 N 28АА 164226.
ТУ ФАУФИ по Амурской области обратилось в регистрирующий орган за регистрацией права федеральной собственности на земельный участок площадью 10 кв.м, расположенный по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, юго-западная часть кадастрового квартала, граница которого проходит по контуру ГУП "Благовещенский Аэропорт", кадастровый номер 28:01:060011:0030; на котором располагается вышеуказанный объект недвижимости.
В государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок отказано на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о госрегистрации прав в связи с отсутствием в кадастровом плане земельного участка сведений о разрешенном использовании (назначении) земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТУ ФАУФИ по Амурской области в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая отказ регистрирующего органа недействительным, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 16 Закона о госрегистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности, правоустанавливающие документы.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона о госрегистрации прав).
Согласно статье 17 Закона о госрегистрации прав обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок, является кадастровый план данного земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 18 Закона о госрегистрации прав кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
При этом идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (пункт 3 статьи 12 Закона о госрегистрации прав).
В данном случае, отказывая в государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок, регистрирующий орган сослался на представление документов, не соответствующих требованиям законодательства, а именно: в кадастровом плане отсутствуют сведения о разрешенном использовании (назначении) земельного участка, что не соответствует пункту 30 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219.
Вместе с тем, как правильно указал апелляционный суд, кадастровый план спорного земельного участка соответствует пункту 6.2.18 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района (утвержден приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N п/119), согласно которому для земельного участка, находящегося в государственной собственности и не закрепленного за конкретными лицами, строка 9 - разрешенное использование (назначение) - заполняется в случае наличия утвержденных материалов зонирования территорий.
Кадастровый план земельного участка является выпиской из Государственного земельного кадастра, подтверждающий существование объекта недвижимости. Индивидуализация участка проводится по кадастровому номеру и местоположению (адресу).
Отсутствие в кадастровом плане сведений о разрешенном использовании (назначении) не препятствует государственной регистрации прав на участок.
Кроме того, в кадастровом плане указано фактическое использование земельного участка - ТП-22, право собственности на которое зарегистрировано в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств и принимая во внимание, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимости, находящийся в федеральной собственности, суд апелляционной инстанций пришел к правильному выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права на земельный участок.
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
В этой связи отклоняется как необоснованный довод заявителя жалобы о неправильном применении арбитражным апелляционным судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 по делу N А04-8760/07-1/695 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июня 2008 г. N Ф03-А04/08-1/2114
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании