Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2122
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Бондаренко Д.С. - представитель по доверенности N 89/08 от 05.05.08, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 11.03.2008 по делу N А51-437/2008 36-49 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Арсеньевский" к администрации Анучинского муниципального района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 819121 руб. 34 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2008 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Арсеньевский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Анучинского муниципального района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 819121 руб. 34 коп., составляющих задолженность за предоставленные в 2004 году льготы по оплате коммунальных услуг работникам сельской местности.
Решением суда от 11.03.2008 требования истца удовлетворены в сумме 816703 руб. 52 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Во взыскании остальной суммы иска и в иске к другим ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого по делу решения проверятся кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, где ставится вопрос о его отмене в части взыскания 816703 руб. 52 коп.
По мнению заявителя кассационной жалобы, оснований для возложения ответственности на Минфин РФ не имеется, поскольку финансирование спорных расходов осуществляется по ведомственной принадлежности, и бюджету Приморского края были выделены денежные средства на оплату льгот по ЖКУ специалистам села.
Кроме того, указывает на то, что истцом не были предоставлены первичные платежные документы по каждому лицу, которому предоставлены льготы, а также на пропуск срока исковой давности и незаконное взыскание с него госпошлины
Также ссылается на иные изложенные нарушения норм материального и процессуального права.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель КГУП "Примтеплоэнерго" с доводами жалобы не согласился и просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Представители других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец во исполнение муниципального контракта N 10К4 от 01.11.2002, заключенного с МО Анучинский район, в 2004 году предоставил льготы при оплате теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения специалистам, проживающим в сельской местности.
Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суд исследовал имеющиеся в деле документы и доказательства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 24 Закона РСФСР "О социальном развитии села", статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР (утратившего силу с 01.03.2005) специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
В соответствии с пунктом 3 Правил Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели. Согласно пунктам 4 и 5 Правил субсидии перечисляются органами Федерального казначейства на балансовый счет субъекта РФ и расходуются органами власти субъектов РФ самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.
Как видно из представленных документов, всего из Фонда компенсаций федерального бюджета в бюджет субъекта РФ - Приморский край в 2004 году поступило 39699 тыс. руб. в пределах средств, утвержденных Законом РФ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Денежные средства в полном объеме распределены между муниципальными образованиями Приморского края. Муниципальному образованию "Анучинский район" для предоставления льгот специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, перечислены средства в размере 320 тыс. рублей.
Между тем указанные средства не покрыли в полном объеме расходы муниципального бюджета на возмещение организациям, предоставившим льготы по оплате ЖКУ работающим и проживающим в сельской местности специалистам.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ и муниципальным образованием средств на компенсацию льгот Министерством финансов РФ не представлено.
Поскольку Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила свои обязательства по финансированию в бюджет субъекта РФ субсидий в полном объеме для реализации установленных федеральным законодательством льгот специалистам, суд правомерно удовлетворил требования за счет казны РФ.
Такое решение соответствует Постановлению Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года", согласно которому на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов, статье 132 Конституции Российской Федерации и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ.
Довод Министерства финансов о пропуске истцом срока исковой давности правомерно не принят судом, поскольку истец обратился с иском в пределах установленного статьей 196 ГК РФ трехгодичного срока исковой давности, моментом начала течения которого является 01.01.2005, то есть когда по окончании финансового года (2004 г.) и составления годового отчета об исполнении бюджета истец узнал о возникших у него убытках.
Не принимается во внимание и довод заявителя кассационной жалобы о незаконном взыскании с Минфина РФ госпошлины, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Законодательством не предусмотрено их освобождение при подаче апелляционных и кассационных жалоб по делам, в которых они выступали в качестве ответчиков.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.03.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-437/2008 36-49 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2122
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании