Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-2/2213
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Уссурийск-Водоканал" на решение от 24.12.2007, постановление от 11.03.2008 по делу N А51-12117/2007 30-288 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению муниципального унитарного предприятия "Уссурийск-Водоканал" к административной комиссии Уссурийского городского округа Приморского края о признании незаконным и отмене постановления от 10.10.2007 N 6664 по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления от 18 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2008 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Уссурийск-Водоканал" (далее - МУП "Уссурийск-Водоканал", заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Уссурийского городского округа Приморского края (далее - административный орган, комиссия) от 10.10.2007 N 6664 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.16 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" (далее - Закон Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ).
Решением суда от 24.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.03.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Оспариваемые судебные акты мотивированы тем, что факт совершения предприятием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.16 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ, подтвержден материалами дела.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе МУП "Уссурийск-Водоканал", полагающего, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит их отменить. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на его ненадлежащее извещение о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, поскольку извещение направлено раньше обнаружения правонарушения.
Обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, 21.09.2007 административным органом проведена проверка в ходе, которой установлено, что по адресу: г. Уссурийск, ул. Володаровского в границах улиц Краснознаменная-Ленина в установленный срок МУП "Уссурийск-Водоканал" не восстановило благоустройство проезжей части дороги, нарушенное проведением земляных работ.
По результатам проверки должностным лицом комиссии составлен протокол об административном правонарушении от 24.09.2007 N 02390233а и вынесено постановление 10.10.2007 N 6664 о привлечении предприятия к административной ответственности на основании статьи 7.16 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ в виде наложения штрафа в сумме 50000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях МУП "Уссурийск-Водоканал" состава вмененного комиссией административного правонарушения при соблюдении последней процессуальных требований, установленных статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 12.4 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ) производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Статья 25.4 КоАП РФ предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
Исходя из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в пункте 17 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", положения статьи 28.2 КоАП РФ регламентируют порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд проверяет соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Положения статьи 28.2 КоАП РФ предусматривают, что составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя, поскольку должностное лицо, составляющее протокол, обязано предоставить привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу возможность реализовать гарантии, предусмотренные данной нормой (в частности, законному представителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом; указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола; законному представителю разъясняется возможность обжалования действий должностного лица в силу статьи 46 Конституции Российской Федерации).
В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Согласно части 1 статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, факт правонарушения, согласно акту проверки от 21.09.2007, выявлен в 16 часов 30 минут, по протоколу об административном правонарушении от 24.09.2007 N 02390233а - в 17-00 часов.
Судом в качестве доказательства надлежащего извещения заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении принято извещение административной комиссии, которое направлено предприятию факсимильной связью 21.09.2007 в 11 часов 54 минуты, т.е. до выявления правонарушения.
Указанным извещением директор МУП "Уссурийск-Водоканал" приглашался на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренным статьей 7.21 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ, однако оспариваемое постановление вынесено на основании протокола об административном правонарушении, составленного за нарушение статьи 7.16 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ.
Таким образом, данное извещение относится к другому делу об административном правонарушении, о чем свидетельствуют выводы суда о том, что 24.09.2007 в отношении заявителя рассматривалось несколько административных дел.
Следовательно, в силу части 1 статьи 67 АПК РФ и частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ рассматриваемое извещение административной комиссии не могло быть принято в качестве доказательства извещения предприятия о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении.
Доказательств, подтверждающих соблюдение административным органом положений статьи 28.2 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Существенное нарушение процедуры привлечения лица к административной ответственности свидетельствует об отсутствии оснований для наложения на него взыскания, независимо от факта совершения административного правонарушения.
Таким образом, поскольку при составлении протокола по делу об административном правонарушении нарушены требования статьи 28.2 КоАП РФ, в связи с чем законный представитель предприятия не воспользовался процессуальными правами, постановление административной комиссии Уссурийского городского округа Приморского края от 10.10.2007 N 6664 по делу об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене полностью, обжалуемые решение и постановление - отмене:
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 24.12.2007, постановление апелляционной инстанции от 11.03.2008 по делу N А51-12117/2007 30-288 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Постановление административной комиссии Уссурийского городского округа Приморского края от 10.10.2007 N 6664 по делу об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия "Уссурийск-Водоканал", расположенного по адресу: г. Уссурийск, ул. Карбышева, 27, ОГРН 1022500859061, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серия N 00550032, признать незаконным и полностью отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-2/2213
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании