Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2126
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ДВТУ: И.М. Кетова, представитель по доверенности от 28.12.2007 N 110, от Уссурийской таможни: Ю.П. Прохорова, представитель по доверенности от 14.03.2008 N 1463, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спасскстройтранс" на решение от 05.10.2007, постановление от 21.02.2008 по делу N А51-9565/2005 24-390 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Дальневосточного таможенного управления, Уссурийской таможни к администрации Лесозаводского городского округа, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Спасскстройтранс", Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю, об оспаривании постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2008 года.
Дальневосточное таможенное управление (далее - ДВТУ), Уссурийская таможня (далее - Таможенный орган, Таможня) обратились в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения требований, о признании недействительным постановления главы муниципального образования город Лесозаводск и Лесозаводский район "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Спасскстройтранс" от 24.03.2004 N 252 (далее - постановление от 24.03.2004 N 252) с изменениями, внесенными в него постановлением главы муниципального образования город Лесозаводск и Лесозаводский район от 25.05.2004 N 469 "О внесении изменений в пункт 1 постановления главы муниципального образования от 24.03.2004 N 252 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Спасскстройтранс" и постановлением от 23.11.2004 N 1053 "О внесении изменений в пункт 1 постановления главы муниципального образования от 24.03.2004 N 252 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Спасскстройтранс".
Определением от 17.08.2005 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Спасскстройтранс" (далее - Общество).
Определением от 17.10.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю (далее - ТУ ФАУФИ по Приморскому краю).
Определением от 17.01.2006 производство по делу было приостановлено до вынесения решения по делу N А51-10094/05 23-170 по искам Дальневосточного таможенного управления и Уссурийской таможни о признании недействительным зарегистрированного права собственности ООО "Спасскстройтранс" на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: Приморский край, Лесозаводский район, село Марково, улица Таможенная, 1 и вступления его в законную силу. Определением суда от 25.06.2007 производство по делу возобновлено.
Решением от 05.10.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2008 заявленные требования удовлетворены, поскольку при выделении земельного участка, ранее предоставленного ДВТУ для строительства АКПП "Марково", администрация Лесозаводского городского округа (далее - Администрация) вышла за пределы предоставленных ей полномочий.
Не согласившись с названными судебными актами, Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, вывод суда о том, что земельный участок в силу закона относится к федеральной собственности, поскольку на нем находится только объект незавершенного строительства, построенный Администрацией в рамках договора поручения с Обществом, необоснован; заявитель ссылается на отсутствие доказательств, подтверждающих, что строительство объекта осуществлялось за счет ДВТУ, на то, что судом необоснованно, в нарушение статьи 68 АПК РФ, статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) сделана ссылка на выписку из реестра федерального имущества, на нерассмотрение по существу возражений Общества относительно строительства объекта, полагает, что судом в нарушение статьи 168 АПК РФ признано незаконным постановление от 24.03.2004 N 252.
ДВТУ в своем отзыве просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ДВТУ и Таможни возражали относительно доводов жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, выступлений в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.1992 N 1174-р "Об открытии на российско-китайской границе пункта пропуска "Марково" администрацией Приморского края 23.12.1993 издано распоряжений N 958-р "Об изъятии у землепользователей земельных участков и отвода их предприятиям и организациям для строительства и других надобностей", согласно которому земельный участок площадью 12,5 га был изъят из земель населенного пункта села Марково Лесозаводского района и отведен ДВТУ под строительство автомобильного контрольно-пропускного пункта (пункт 15).
22.04.1994 главой администрации города Лесозаводска Приморского края принято постановление N 389 об отведении ДВТУ земельного участка площадью 12,5 га под строительство автомобильного контрольно-пропускного пункта на 400 автомашин в смену на землях населенного пункта "Марково" с последующей компенсацией потерь сельхозугодий.
Впоследствии строительство автомобильного пункта пропуска "Марково" Лесозаводского района было приостановлено до особого распоряжения руководства ГТК России, что подтверждается приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 20.06.1996 N 375 "О капитальном строительстве объектов таможенной инфраструктуры в 1996 году".
31.08.1999 в реестр федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Уссурийская таможня", внесен объект незавершенного строительства автомобильного контрольно-пропускного пункта на 400 автомашин в смену в селе Марково Лесозаводского района, находящийся по адресу: Приморский край, Лесозаводский район, село Марково, площадью 12,5 га с присвоением реестрового номера 02500059, что подтверждается свидетельством о внесении в реестр федерального имущества N 037061.
27.11.2001 ДВТУ издан приказ N 491 "О передаче незавершенных объектов", согласно которому незавершенное строительство "АКПП на 400 автомашин в сутки в селе Марково Лесозаводского района" стоимостью 16870410,73 руб. и затраты из федерального бюджета на строительство АКПП передано на баланс Уссурийской таможни в связи с чем 12.11.2002 ДВТУ обратилось в адрес председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Лесозаводского района с заявлением об изъятии из землепользования земельного участка площадью 12,5 га, отведенного ДВТУ распоряжением главы администрации Приморского края от 23.12.1993 N 958-р под строительство автомобильного контрольно-пропускного пункта и передаче его Уссурийской таможне.
В свою очередь письмом от 18.11.2002 Таможня обратилась в адрес председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Лесозаводского района с заявлением о закреплении за нею земельного участка площадью 12,5 га, ранее отведенного ДВТУ и изъятого из землепользования.
12.05.2003 постановлением главы муниципального образования город Лесозаводск и Лесозаводский район Приморского края N 499 земельный участок площадью 12,5 га, расположенный по адресу: Лесозаводский район, село Марково, предоставленный под строительство автомобильного контрольно-пропускного пункта на 400 автомашин, изъят у ДВТУ в фонд земель запаса. Постановление главы администрации города Лесозаводска от 22.04.1994 N 383 "Об отводе земельного участка Дальневосточному таможенному управлению под строительство автомобильного контрольно-пропускного пункта на 400 автомашин в смену на землях населенного пункта "Марково" признано утратившим силу (пункт 2).
30.06.2003 администрацией муниципального образования город Лесозаводск и Лесозаводский район принято постановлением N 663 "О предоставлении земельного участка Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования город Лесозаводск и Лесозаводский район", в соответствии с которым земельный участок площадью 20381 кв.м, расположенный по адресу: село Марково Лесозаводского района, улица Таможенная, 1 предоставлен в аренду сроком до 20.06.2004, для общественно-деловых целей (автомобильный контрольно-пропускной пункт на 400 автомашин).
Во исполнение постановления от 24.03.2004 N 252 (с изменениями, внесенными постановлениями главы администрации муниципального образования город Лесозаводск и Лесозаводский район от 25.05.2004 N 469 и от 23.11.2004 N 1053) Обществу предоставлен земельный участок площадью 13872,14 кв.м, примерно в 1,2 км по направлению на запад от ориентира село Марково, в границах участка, адрес ориентира: район Лесозаводский в аренду сроком на двадцать пять лет для строительства здания пункта пропуска пассажиров и пункта пропуска грузового транспорта, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 21.06.2004 серии 25-АА N 420864.
ДВТУ и Таможня полагая, что постановление от 24.03.2004 N 252 не соответствует закону и нарушает их права и законные интересы обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 13 ГК РФ, пункту 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Арбитражный суд, изучив материалы дела, установил, что земельный участок, предоставленный ДВТУ для строительства пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, является федеральной собственностью.
С учетом установленных обстоятельств, и принимая во внимание тот факт, что на земельном участке, предоставленном в аренду Обществу, располагается недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении Таможни и являющееся федеральной собственностью, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 30.05.2005 N 04-3607, правомерен вывод суда обеих инстанций о том, что при отчуждении спорного земельного участка Администрацией не был соблюден соответствующий порядок согласования, предусмотренный Правилами распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576.
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, в кассационной инстанции не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.10.2007, постановление от 21.02.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9565/2005 24-390 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2126
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании