Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 июня 2008 г. N Ф03-А24/08-2/2256
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от производственного кооператива Рыболовецкая артель (колхоз) им. Бекерева - Жукова В.П., представитель по доверенности от 07.06.2008 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатскому краю на решение от 25.03.2008 по делу N А24-6594/2007 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению производственного кооператива Рыболовецкая артель (колхоз) им. Бекерева к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатскому краю о признании недействительным в части решения от 29.11.2007 N 09-08/14/14.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2008 года.
Производственный кооператив Рыболовецкая артель (колхоз) им. Бекерева (далее - производственный кооператив, предприятие) обратился в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 29.11.2007 N 09-08/14/14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 4742631 руб.
Решением от 25.03.2008 требования общества удовлетворены, решение налогового органа в оспоренной части признано недействительным как не соответствующее статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного решения проверяется по кассационной жалобе налогового органа, который просит его отменить и принять по делу новое решение. По мнению заявителя жалобы, вывод суда о том, что инспекцией неправомерно начислены пени за 2003 год - период, выходящий за рамки выездной налоговой проверки, является ошибочным, не соответствует обстоятельствам дела и нормам налогового законодательства.
Предприятием в отзыве на кассационную жалобу и его представителем в судебном заседании отклонены доводы жалобы, решение суда предложено оставить без изменения как соответствующее нормам действующего законодательства.
Налоговый орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимал.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя предприятия, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения от 19.12.2006 N 09-43 инспекцией проведена выездная налоговая проверка производственного кооператива по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2003 по 31.12.2005. При этом в период с 26.12.2006 по 25.09.2007 производство по выездной налоговой проверке приостанавливалось.
Рассмотрев акт проверки от 26.10.2007 N 09-08/14 и возражения налогоплательщика, налоговый орган 29.11.2007 принял решение N 09-08/14/14 о привлечении предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Этим же решением доначислены не полностью уплаченные налоги и пени за их несвоевременную уплату, в том числе пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 4824524 руб.
Не согласившись с данным решением в части начисления пени по задолженности, возникшей в 2003 году, по налогу на доходы физических лиц в сумме 4742631 руб., предприятие оспорило его в судебном порядке.
Арбитражный суд, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования.
Согласно пункту 14 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, не завершенные до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 87 НК РФ, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика.
По смыслу частей 1 и 7 статьи 89 НК РФ во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 91 НК РФ датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления налогоплательщику (его представителю) решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Проверка завершается составлением справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
Как установлено судом, и не оспаривается налоговым органом, решение о проведении проверки вынесено инспекцией 19.12.2006, решением от 26.12.2006 производство по выездной налоговой проверке было приостановлено. При этом, в указанный период бухгалтерская документация у налогоплательщика не истребовалась, а налоговые инспекторы по месту нахождения предприятия не выезжали.
Решением от 25.09.2007 проведение выездной налоговой проверки возобновлено. В течение сентября - октября 2007 по месту нахождения производственного кооператива налоговыми инспекторами проведена проверка выборочным методом финансовых документов, служащих источником формирования бухгалтерской и налоговой отчетности. Проверка окончена 26.10.2007 составлением справки.
При таких обстоятельствах судом сделан правомерный вывод о том, что фактически выездная налоговая проверка предприятия проводилась инспекцией в 2007 году и могла охватывать лишь период с 2004 по 2006 годы, следовательно, проведение проверки за 2003 год выходит за пределы срока, установленного статьей 87 НК РФ.
Таким образом, установив обстоятельства дела и правильно применив нормы материального права, арбитражный суд обоснованно удовлетворил требования производственного кооператива о признании недействительным решения инспекции в части начисления пени по задолженности, возникшей в 2003 году, по налогу на доходы физических лиц в сумме 4742631 руб.
По существу в жалобе налоговый орган предлагает суду кассационной инстанции установить иные обстоятельства дела и проверить их, тогда как в силу предоставленных статьей 286 АПК РФ полномочий суд третьей инстанции правом переоценки исследованных обстоятельств дела не наделен.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 25.03.2008 по делу N А24-6594/2007 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст. 87 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2007 г.) налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
По мнению налогового органа, инспекцией в рамках выездной налоговой проверки, начатой в 2006 г. и завершенной в 2007 г., правомерно начислены пени на недоимку кооператива по НДФЛ за 2003 г.
Суд сделал вывод, что фактически выездная налоговая проверка кооператива проводилась инспекцией в 2007 г. и могла охватывать лишь период с 2004 по 2006 г. Следовательно, проведение проверки за 2003 г. выходит за пределы срока, установленного вышеуказанной нормой.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка кооператива за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2005, в период с 26.12.2006 г. по 25.09.2007 г. производство по выездной налоговой проверке приостанавливалось. При этом в указанный период бухгалтерская документация у кооператива не истребовалась, а налоговые инспекторы по месту нахождения предприятия не выезжали. Решением от 25.09.2007 г. проведение выездной налоговой проверки было возобновлено. Проверка окончена 26.10.2007 г. составлением справки.
Суд указал, что согласно п.14 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в ч.1 и ч.2 НК РФ" налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, не завершенные до 01.01.2007 г., проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Закона.
Суд поддержал позицию кооператива, решение суда оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июня 2008 г. N Ф03-А24/08-2/2256
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании