Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 июля 2008 г. N Ф03-А24/08-2/2303
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Федерального государственного унитарного предприятия "К" - Юданов М.М., генеральный директор, распоряжение от 07.03.2008 N 47-р; Козлова В.Н., представитель, доверенность от 10.03.2008 N 1/8, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "К" на решение от 04.04.2008, постановление от 21.05.2008 по делу N А24-409/2008 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "К" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатскому краю о признании недействительным решения от 24.01.2008 N 2.
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 4 июля 2008 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "К" (далее - заявитель, предприятие, налогоплательщик, ФГУП "КорАП") обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) от 24.01.2008 N 2 о взыскании пеней в сумме 17781877 руб. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Решением суда от 04.04.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2008, в удовлетворении заявления отказано, так как суд не усмотрел несоответствие оспариваемого решения налогового органа нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе предприятия, которое просит решение суда и постановление апелляционной инстанций отменить как принятые с нарушением норм материального права: статей 46, 48, 70 НК РФ.
Налоговый орган представил отзыв, в котором просит оставить судебные акты по делу без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность. Кроме того, заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителей предприятия, проверив правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предприятия за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, по результатам которой принято решение от 13.09.2007 N 09-08/12/12 о привлечении предприятия к налоговой ответственности. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогам в общей сумме 709988 руб., пени за неполную уплату налогов в общей сумме 271373 руб. Кроме того, предложено уплатить исчисленные налоги, пени, налоговые санкции на общую сумму 57156002,08 руб., не уплаченные по состоянию на 23.08.2007.
Требованием по состоянию на 07.12.2007 N 150 ФГУП "КорАП" предложено в добровольном порядке уплатить за неполную уплату налога на добавленную стоимость пени в сумме 17781877 руб. в срок до 17.12.2007, неисполнение которого явилось основанием для принятия решения от 24.01.2008 N 2 о взыскании данных пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Не согласившись с данным решением, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что требование N 150 направлено с пропуском срока, установленного пунктом 2 статьи 70 НК РФ, однако оспариваемое решение принято в пределах срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, а также в пределах предоставленных налоговому органу полномочий.
При этом суд счел возможным применить к рассматриваемым правоотношениям положения статей 70 и пункта 3 статьи 46 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
Между тем судом не учтено следующее.
Согласно пунктам 5, 14 статьи 7 Федерального закона N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего федерального закона) применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года. Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, не завершенные до 01.01.2007, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, в рассматриваемом случае правоотношения, связанные с проведением налоговой проверки, возникли до 01.01.2007.
В соответствии со статьей 45 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2007, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Пункт 3 статьи 46 НК РФ предусматривал, что решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Согласно статье 70 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим кодексом. Требование об уплате налога и пеней, выставленное в соответствии с решением по результатам налоговой проверки, должно быть направлено налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Следовательно, в отношении требования инспекции о взыскании пеней в бесспорном порядке за счет денежных средств за 2003-2005 годы подлежит применению порядок взыскания задолженности, действующий до вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ и оснований для применения пункта 3 статьи 46, статьи 70 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ у арбитражного суда не имелось.
В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, исчисление установленного настоящим Кодексом срока взыскания налога производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 46, 70 НК РФ.
Пропуск 60-дневного срока для принятия оспариваемого решения влечет признание его недействительным.
Учитывая изложенное, судебные акты на основании части 2 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований предприятия.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате предприятием государственной пошлины в общей сумме 4000 руб., в том числе за рассмотрение дела в первой (2000 руб.), апелляционной (1000 руб.) и кассационной (1000 руб.) инстанциях подлежат взысканию с налогового органа.
Руководствуясь статьями 274, 284-289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 04.04.2008, постановление апелляционной инстанции от 21.05.2008 по делу N А24-409/2008 Арбитражного суда Камчатской области отменить.
Заявление Федерального государственного унитарного предприятия "К" удовлетворить.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатскому краю от 24.01.2008 N 2 признать недействительным, как несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатскому краю в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "К" государственную пошлину за рассмотрение заявления в сумме 2000 руб., апелляционной жалобы - 1000 руб., кассационной жалобы - 1000 руб.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Камчатской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 70 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим кодексом. Требование об уплате налога и пеней, выставленное в соответствии с решением по результатам налоговой проверки, должно быть направлено налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Следовательно, в отношении требования инспекции о взыскании пеней в бесспорном порядке за счет денежных средств за 2003-2005 годы подлежит применению порядок взыскания задолженности, действующий до вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ и оснований для применения пункта 3 статьи 46, статьи 70 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ у арбитражного суда не имелось.
В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, исчисление установленного настоящим Кодексом срока взыскания налога производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 46, 70 НК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 июля 2008 г. N Ф03-А24/08-2/2303
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании