Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 июля 2008 г. N Ф03-А59/08-1/2333
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области на решение от 27.02.2008, постановление от 23.04.2008 по делу N А59-4289/07-С15 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению прокурора Сахалинской области о признании незаконными действий Территориального управления ФАУФИ по Сахалинской области по отказу в принятии конфискованного рыболовного судна РШ "Гелион-1" и возложении на Территориальное управление ФАУФИ по Сахалинской области обязанности принять судно по акту приема-передачи.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2008 года.
Прокурор Сахалинской области на основании части 2 статьи 198 АПК РФ обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области (далее - Территориальное управление) по отказу в принятии от отдела судебных приставов по Южно-Курильскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области рыболовного судна РШ "Гелион-1", выраженному в письменных ответах от 31.07.2007 N 2582-02/2115, от 26.09.2007 N 3426-02/к2115, от 29.10.2007 N 3794-02/к2115, и возложении на Территориальное управление обязанности принять данное судно по акту приема-передачи (с учетом уточнений предмета заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Заявление обосновано тем, что постановлением Южно-Сахалинского городского суда от 28.04.2007 ООО "Ямбург" подвергнуто административному взысканию в виде конфискации рыболовного судна РШ "Гелион-1", которое подлежит передаче Территориальному управлению на основании Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 N 311 (далее - Положение). Действия Территориального управления по отказу в принятии конфискованного имущества являются незаконными, поскольку не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Российской Федерации.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области (далее - Управление ФССП).
Решением от 27.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2008, заявление прокурора удовлетворено: действия Территориального управления по отказу в принятии от отдела судебных приставов по Южно-Курильскому району Управления ФССП рыболовного судна РШ "Гелион-1", выраженные в письмах от 31.07.2007 N 2582-02/2115, от 26.09.2007 N 3426-02/к2115, от 29.10.2007 N 3794-02/к2115, признаны незаконными как несоответствующие Федеральному закону от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", Постановлению Правительства РФ от 29.05.2003 N 311 "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства". На Территориальное управление возложена обязанность принять от отдела судебных приставов по Южно-Курильскому району Управления ФССП по акту приема-передачи конфискованное рыболовное судно РШ "Гелион-1".
Судебные акты мотивированы тем, что Территориальное управление является органом, уполномоченным выступать от имени Российской Федерации при приеме в государственную собственность недвижимого имущества, обращенного в доход государства. Причины, послужившие основанием для отказа Территориального управления принять конфискованное судно, признаны арбитражным судом необоснованными, а оспариваемые действия - незаконными как не соответствующие требованиям действующего законодательства и нарушающие права и законные интересы Российской Федерации.
В кассационной жалобе Территориальное управление просит принятые по делу судебные акты отменить и производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы приведены доводы о неподведомственности спора арбитражному суду, так как действия по отказу Территориального управления от принятия имущества совершены в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа суда общей юрисдикции. Кроме того, в соответствии со статьей 52 АПК РФ прокурор не имеет права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, а в случае применения статьи 198 АПК РФ прокурор не доказал факт нарушения прав и законных интересов Российской Федерации. Заявитель жалобы считает, что отсутствуют основания для возникновения права собственности Российской Федерации на рыболовное судно РШ "Гелион-1", так как постановление суда общей юрисдикции от 28.04.2007 не содержит указания на передачу судна в федеральную собственность, вследствие чего судебными инстанциями нарушены статья 8 ГК РФ и часть 1 статьи 3.7 КоАП РФ. Судом также нарушены статьи 125, 214 ГК РФ и неправильно применено Постановление Правительства РФ от 29.05.2003 N 311; не дана оценка доводам Территориального управления о том, что требования судебного пристава-исполнителя о принятии судна направлялись в адрес Территориального управления лишь для сведения; необоснованно отклонены доводы об отсутствии судна как недвижимого имущества в связи с потерей им мореходных качеств и нецелесообразностью его восстановления. По мнению Территориального управления, судно перестало быть объектом недвижимости и является металлоломом, который в документах именуется судном. В связи с этим спорный объект как движимое имущество подлежит передаче не Территориальному управлению, а Российскому фонду федерального имущества.
Прокурор и Управление ФССП в отзывах на кассационную жалобу выражают несогласие с изложенными в ней доводами, считают решение и постановление принятыми с правильным применением норм права и предлагают оставить их без изменения.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
Проверив законность решения и постановления апелляционной инстанции, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанций, постановлением судьи Южно-Сахалинского районного суда Сахалинской области от 28.04.2007 ООО "Ямбург" привлечено к административной ответственности в виде конфискации рыболовного судна РШ "Гелион-1" стоимостью 624277 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 32.4 КоАП РФ постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
На основании постановления о конфискации судна судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Южно-Курильскому району Управления ФССП 21.06.2007 возбудил исполнительное производство N 1559/3/07, в рамках которого произвел опись и арест спорного судна.
Письмами от 03.07.2007 NN 18-03-10/358, 359 судебный пристав-исполнитель направил в адрес Территориального управления постановление о передаче конфискованного имущества и акт приема-передачи, а также уведомил Территориальное управление об обязанности принять судно.
Территориальное управление письмом от 31.07.2007 N 2582-02/2115 предложило отделу судебных приставов представить заключение о техническом состоянии судна и обратиться в суд общей юрисдикции с ходатайством о разъяснении порядка исполнения постановления о конфискации.
Впоследствии письмом от 26.09.2007 N 3426-02/к2115 Территориальное управление на основании сюрвейерского заключения сообщило судебному приставу-исполнителю о необходимости передачи спорного судна в Российский фонд федерального имущества, поскольку судно считается конструктивно погибшим и не может являться недвижимым имуществом.
Уведомлением от 24.10.2007 N 18-03-10/596 судебный пристав-исполнитель повторно известил Территориальное управление о необходимости принять конфискованное судно РШ "Гелион-1" и подписать акт приема-передачи.
Территориальное управление письмом от 29.10.2007 N 3794-02/к2115 указало на отсутствие у него полномочий на принятие судна, которое утратило мореходные качества и в силу этого является движимым имуществом, подлежащим передаче Российскому фонду федерального имущества.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора Сахалинской области в арбитражный суд с настоящим заявлением на основании части 2 статьи 198 АПК РФ.
Согласно части 2 статьи 32.4 КоАП РФ реализация возмездно изъятых или конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, недвижимое имущество, обращенное в собственность государства, передается в установленном порядке Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (его территориальному органу).
Для передачи указанного имущества судебный пристав-исполнитель уведомляет соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), в данном случае - Территориальное управление, о наличии и месте нахождения этого имущества и передает его по акту приема-передачи, составляемому судебным приставом-исполнителем (пункты 3, 4 Положения).
Как следует из материалов дела, Территориальное управление отказалось принимать конфискованное судно в связи с тем, что оно потеряло мореходные качества, его восстановление технически невозможно и экономически нецелесообразно, в связи с чем, по мнению Территориального управления, судно не является недвижимым имуществом и подлежит передаче Российскому фонду федерального имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ подлежащие государственной регистрации морские суда и суда внутреннего плавания относятся к недвижимым вещам.
Согласно пункту 3 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденных Приказом Госкомрыболовства РФ от 31.01.2001 N 30 (далее - Правила), регистрация судна в Государственном судовом реестре или судовой книге, права собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременении) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Дав оценку имеющимся в деле доказательствам в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, судебные инстанции правильно признали, что конфискованное судно, зарегистрированное в судовом реестре Невельского морского рыбного порта, согласно вышеуказанным нормам права является недвижимым имуществом, поэтому оспариваемые действия Территориального управления, являющегося уполномоченным органом по принятию в федеральную собственность конфискованного недвижимого имущества, не соответствуют требованиям Федерального закона "Об исполнительном производстве" и Положению.
Судами также установлено нарушение действиями Территориального управления прав Российской Федерации в экономической сфере по владению, пользованию и распоряжению обращенным в федеральную собственность конфискованным имуществом.
Кроме того, обе инстанции арбитражного суда исходили из того, что оспариваемые действия Управления влекут невозможность исполнения судебного акта о конфискации имущества, а также приняли во внимание акты судов общей юрисдикции по делу о привлечении к ответственности руководителя Территориального управления за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, которыми установлено наличие условий для принятия Территориальным управлением конфискованного судна РШ "Гелион-1" в федеральную собственность.
Доводы Территориального управления об отсутствии оснований для возникновения у Российской Федерации права собственности на конфискованное судно судом кассационной инстанции отклоняются, так как из дела усматривается, что имущество обращено в собственность государства. В соответствии со статьей 8 ГК РФ и пунктом 39 Правил вступившие в законную силу судебные решения являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения перехода, ограничений (обременении) прав на судно.
Ссылки заявителя жалобы на недоказанность нарушения прав и законных интересов Российской Федерации, на отсутствие судна как недвижимого имущества, на неисследование судом доводов Территориального управления в части полномочий судебных приставов-исполнителей фактически направлены на иную оценку доказательств и установленных судом первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела, что в суде кассационной инстанции не допускается в соответствии со статьей 286 АПК РФ. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения апелляционной инстанции суда и получили его оценку в постановлении от 23.04.2008. Основания для иной их оценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии у прокурора права на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением основаны на неправильном толковании статей 52, 198 АПК РФ, поэтому судом кассационной инстанции во внимание не принимаются.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судебными инстанциями правильно, то решение от 27.02.2008 и постановление от 23.04.2008 не подлежат отмене, а кассационная жалоба -удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.02.2008, постановление от 23.04.2008 по делу N А59-4289/07-С15 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Дав оценку имеющимся в деле доказательствам в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, судебные инстанции правильно признали, что конфискованное судно, зарегистрированное в судовом реестре Невельского морского рыбного порта, согласно вышеуказанным нормам права является недвижимым имуществом, поэтому оспариваемые действия Территориального управления, являющегося уполномоченным органом по принятию в федеральную собственность конфискованного недвижимого имущества, не соответствуют требованиям Федерального закона "Об исполнительном производстве" и Положению.
...
Доводы Территориального управления об отсутствии оснований для возникновения у Российской Федерации права собственности на конфискованное судно судом кассационной инстанции отклоняются, так как из дела усматривается, что имущество обращено в собственность государства. В соответствии со статьей 8 ГК РФ и пунктом 39 Правил вступившие в законную силу судебные решения являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения перехода, ограничений (обременении) прав на судно."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 июля 2008 г. N Ф03-А59/08-1/2333
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании