Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 июля 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2335
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония N 6: Стенькин А.Е. - заместитель начальника по доверенности от 09.06.2008 N 25/6-4/3-2, Лепнякова А.А. - старший юрисконсульт по доверенности от 09.06.2008 N 25/6-4/3-1, от ГУФСИН России по Приморскому краю: Чистякова Ю.Н. - юрисконсульт по доверенности от 05.12.2005 N 25/1/1-7100, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Спасск-Дальний на решение от 21.12.2007, постановление от 09.04.2008 по делу N А51-7439/07 29-280 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению администрации городского округа Спасск-Дальний к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю, третьи лица: Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Приморскому краю, федеральное бюджетное учреждение ИК-6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Приморскому краю, о признании недействительным ненормативного правового акта.
Резолютивная часть постановления объявлена 24.06.2008. Полный текст постановления изготовлен 01.07.2008.
Администрация городского округа Спасск-Дальний (далее Администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю (далее - Теруправление) от 22.03.2007 N 121-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" в муниципальную собственность городского округа Спасск-Дальний".
Заявление обосновано несоответствием указанного ненормативного акта требованиям Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, Приложения N 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ и нарушением прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю (далее - ГУФСИН России по Приморскому краю), Федеральное бюджетное учреждение Исправительная колония N 6 (далее - ФБУ ИК - 6, учреждение).
Решением от 21.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2008, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствием нарушений требований закона при издании оспариваемого распоряжения Теруправления.
В кассационной жалобе Администрация просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель, ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П, указывает на необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность, согласования действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти. Кроме того, полагает, что при передаче имущества не были соблюдены требования Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 в части наличия необходимых документов.
В отзыве на кассационную жалобу Теруправление выразило мнение о законности принятых по делу судебных актов и просило в удовлетворении жалобы отказать.
ФБУ ИК-6 и ГУФСИН России по Приморскому краю в отзывах на кассационную жалобу считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просят оставить их без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ФБУ ИК-6 и ГУФСИН России по Приморскому краю привели доводы, соответствующие текстам отзывов на кассационную жалобу и просили в ее удовлетворении отказать.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФБУ ИК-6 является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.
В оперативном управлении учреждения с 1986 года находился жилой двухквартирный дом, расположенный по улице Планерной, 16 в г. Спасске-Дальнем. Указанный объект внесен в реестр федеральной собственности 23.03.2000 за N 02500575.
ГУФСИН России по Приморскому краю 24.01.2007 направило в адрес Теруправления пакет документов по передаче жилищно-коммунальных объектов, расположенных в г. Спасске-Дальнем, в собственность муниципального образования.
Теруправлением 22.03.2007 издано распоряжение N 121-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" в муниципальную собственность городского округа Спасск-Дальний".
Акт приема-передачи имущества утвержден Теруправлением 04.06.2007 в связи с отказом Администрации подписать его и спорный объект исключен из реестра федеральной собственности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридических лиц, может быть признан судом недействительным.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 11 статьи 154 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе, в результате разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Исходя из указанной нормы права, следует, что в собственности Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации, для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти. Жилищный фонд социального или иного назначения, за исключением специализированного фонда (общежитие, служебное помещение) не может находиться в собственности Российской Федерации и ведении государственных органов.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21.07.1993 N 5473-1 имущество уголовно-исполнительной системы используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ обязанность содержания жилищного муниципального фонда возложена на органы местного самоуправления.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил соблюдение порядка передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность. С учетом установленного, и исходя из указанных выше норм права, арбитражный суд обеих инстанций пришел к правильному выводу о правомерном принятии Теруправлением оспариваемого распоряжения о передаче находящегося в федеральной собственности и закрепленного за ФБУ ИК-6 на праве оперативного управления жилого дома в муниципальную собственность городского округа Спасск-Дальний, поскольку указанное имущество не может находиться в федеральной собственности и в силу приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 является объектом муниципальной собственности.
Довод заявителя жалобы об отсутствии при передаче имущества необходимых документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, подлежит отклонению, так как являлся предметом исследования суда апелляционной инстанции и получил соответствующую правовую оценку. Оснований для его иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылка Администрации на выводы, содержащиеся в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П, не может быть принята во внимание, поскольку названным Определением положения абзацев 6 и 7 части 11 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации.
Поскольку оспариваемый ненормативный акт не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя, суд правомерно отказал в удовлетворении его требований.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 21.12.2007, постановление от 09.04.2008 по делу N А51-7439/07 29-280 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 июля 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2335
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании