Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 июля 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2575
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю на решение от 12.11.2007, постановление от 25.03.2008 по делу N А51-5650/07 29-233 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю.
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2008 года.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения от 19.04.2007 и предписания N 18 от 19.04.2007 Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - УФАС по Приморскому краю, антимонопольный орган, управление).
К участию в деле привлечено муниципальное унитарное предприятие г.Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (далее - МУПВ "ВПЭС", предприятие).
Решением суда от 12.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2008, заявление удовлетворено, оспариваемые решение и предписание признаны недействительными как принятые антимонопольным органом за пределами его полномочий, в отношении лица, которое не является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии.
УФАС по Приморскому краю, не соглашаясь с судебными актами, в кассационной жалобе просит их отменить в связи с нарушением судом норм материального права и несоответствием его выводов фактическим обстоятельствам дела. В ее обоснование заявитель ссылается на то, что, занимая доминирующее положение на рынке купли-продажи электроэнергии, ОАО "ДЭК" имеет возможность оказывать воздействие на общие условия на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии. По его мнению, неисполнение ОАО "ДЭК" обязательства по оплате услуг сетевой организации является нарушением пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и нарушением антимонопольного законодательства - части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" в связи с ущемлением интересов предприятия и его устранением с рынка оказания услуг по передаче электрической энергии.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ДЭК", возражая против доводов УФАС по Приморскому краю, полагает судебные акты законными и обоснованными, указывая на то, что не является субъектом правонарушения, указанного в оспариваемом решении.
В заседание суда кассационной инстанции представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив законность решения от 12.11.2007, постановления от 25.03.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не установил.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями арбитражного суда, между ОАО "ДЭК" и МУПВ "ВПЭС" возникли отношения, основанные на договоре от 25.04.2006 N 3/2006, по которому исполнитель (предприятие) принял на себя обязательство оказывать заказчику - ОАО "Дальэнерго" (правопредшественник ОАО "ДЭК") услуги по передаче электрической энергии, которые заказчик обязался оплачивать в порядке, предусмотренном договором.
В отношении ОАО "ДЭК" УФ АС по Приморскому краю на основании заявления МУПВ "ВПЭС" о неисполнении обществом обязательства по оплате услуг и нарушении Федерального закона "О защите конкуренции" возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением антимонопольного органа от 19.04.2007 ОАО "ДЭК" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
На основании указанного решения УФАС по Приморскому краю выдало ОАО "ДЭК" предписание, обязывающее его соблюдать во взаимоотношениях с МУПВ "ВПЭС" требование подпункта б пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила) и не допускать создания дискриминационных условий путем распространения информации об отсутствии у потребителей правовых оснований заключать договоры на передачу электроэнергии с МУПВ "ВПЭС".
ОАО "ДЭК", ссылаясь на то, что оспариваемые акты не соответствуют статье 10 ФЗ "О защите конкуренции", подпункту б пункта 14 Правил и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пунктом 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе на создание дискриминационных условий.
Доминирование хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара определяется на основании критериев, предусмотренных статьей 5 ФЗ "О защите конкуренции".
При рассмотрении дела судом установлено, что ОАО "ДЭК" является гарантирующим поставщиком электрической энергии, который осуществляет ее продажу потребителям по договорам энергоснабжения и купли-продажи. Кроме того, на рынке электрической энергии общество, согласно пункту 4 Правил, выступает в качестве потребителя услуг по передаче электроэнергии в интересах обслуживаемых им ее потребителей.
Данные услуги предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электроэнергии и на этом рынке положение ОАО "ДЭК" не является доминирующим.
При рассмотрении дела арбитражным судом не установлено, что деятельность ОАО "ДЭК" на рынке купли-продажи электроэнергии влияет на возможность участия предприятия на рынке услуг по передаче энергии.
Доказательств того, что на данном рынке услуг МУПВ "ВПЭС" поставлено в неравное положение с другими хозяйствующим субъектами в связи с осуществлением ОАО "ДЭК" своей деятельности, из материалов дела не усматривается и такие обстоятельства антимонопольным органом не установлены.
Неисполнение обязательства по оплате услуг предприятия их потребителем в данном случае не может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства. Антимонопольным органом не представлено доказательство того, что нарушение такого обязательства со стороны ОАО "ДЭК" препятствует доступу МУПВ "ВПЭС" на рынок услуг по передаче электроэнергии либо устраняет его с этого рынка.
Кроме того, вопрос об исполнении договора, который не связан с обстоятельствами, касающимися злоупотребления субъектом рынка купли-продажи электрической энергии доминирующим положением, находится вне рынка компетенции антимонопольного органа.
Исходя их изложенного, арбитражный суд обеих инстанций правомерно не признал в действиях ОАО "ДЭК" наличия правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", решение, о котором принято антимонопольным органом в отношении заявителя с превышением своих полномочий.
В связи с этим решение и постановление о признании оспариваемых актов УФАС по Приморскому краю недействительными соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, подлежащим применению.
С учетом установленных обстоятельств доводы заявителя жалобы не являются основаниями для отмены судебных актов, при принятии которых нарушений требований закона не допущено.
Государственная пошлина, в уплате которой управлению предоставлена отсрочка, на основании статей 110 АПК РФ относится на УФАС по Приморскому краю
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 12.11.2007, постановление от 25.03.2008 по делу N А51-5650/07 29-233 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Приморскому краю выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе на создание дискриминационных условий.
Доминирование хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара определяется на основании критериев, предусмотренных статьей 5 ФЗ "О защите конкуренции".
При рассмотрении дела судом установлено, что ОАО "ДЭК" является гарантирующим поставщиком электрической энергии, который осуществляет ее продажу потребителям по договорам энергоснабжения и купли-продажи. Кроме того, на рынке электрической энергии общество, согласно пункту 4 Правил, выступает в качестве потребителя услуг по передаче электроэнергии в интересах обслуживаемых им ее потребителей.
...
Исходя их изложенного, арбитражный суд обеих инстанций правомерно не признал в действиях ОАО "ДЭК" наличия правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", решение, о котором принято антимонопольным органом в отношении заявителя с превышением своих полномочий."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 июля 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2575
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании