Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 июля 2008 г. N Ф03-А24/08-2/2159
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому, Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю на решение от 11.12.2007, постановление от 13.03.2008 по делу N А24-4840/2007 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "С" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому, Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю о признании недействительными решений от 14.05.2007 N 7584, от 23.05.2007 N 7648, от 23.05.2007 N 8, от 30.08.2007 N 20-13/07174.
Резолютивная часть постановления от 16 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "С" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция) от 14.05.2007 N 7584, от 23.05.2007 N 7648, от 23.05.2007 N 8 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее - управление) от 30.08.2007 N 20-13/07174.
Решением суда от 11.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.03.2008, производство по делу прекращено в части признания недействительным пункта 2 резолютивной части решения инспекции от 14.05.2007 N 7584 об отказе в возмещении НДС в сумме 22576,27 руб., в связи с отказом общества от заявленных требований в указанной части, в остальной части требования заявителя удовлетворены, оспариваемые решения налоговых органов признаны недействительными как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговые органы обратились с кассационными жалобами, в которых просят указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей жалоб, судебные инстанции ошибочно пришли к выводу о нарушении инспекцией процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, в связи с чем оспариваемые решения налоговых органов являются законными и обоснованными.
Отзывы на кассационные жалобы не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей для участия в судебном заседании кассационной инстанции не направили. Управление ходатайством от 26.06.2008 N 06-10/04977 просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, 19.12.2006 общество представило в инспекцию налоговую декларацию за ноябрь 2006 года, а 23.01.2007 в электронном виде корректирующую налоговую декларацию за октябрь 2006 года. В целях проведения камеральных проверок указанных деклараций налоговый орган направил обществу 02.03.2007 требования N 5429 и N 5454 с запросом о представлении дополнительных документов, необходимых для подтверждения заявленных налоговых вычетов.
В связи с неисполнением требования N 5429 в адрес общества направлено уведомление от 25.04.2007 N 14-17/7122, в котором инспекция, указав на непредставление документов, предложила обществу представить письменные возражения или объяснения по указанному факту. По результатам камеральной проверки налоговой декларации за ноябрь 2006 года инспекцией 14.05.2007 вынесено решение N 7584 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 500 руб. Кроме того, решением отказано в возмещении НДС и доначислен налог в сумме 484433 руб.
18.04.2007 налоговым органом по результатам проверки уточненной декларации за октябрь 2006 года составлен акт N 243. Уведомлением от 23.04.2007 N 7121 инспекция известила общество о необходимости явиться для подписания акта, а извещением от 28.04.2007 обществу сообщено о времени и дате рассмотрения материалов налоговой проверки. По результатам камеральной проверки уточненной декларации за октябрь 2006 года инспекцией 23.05.2007 вынесено решение N 7648 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 450 руб., заявителю также отказано в возмещении НДС и доначислен налог в сумме 114358 руб.
Кроме того, инспекцией 23.05.2007 вынесено решение N 8 об отказе в возмещении НДС в сумме 48436 руб. на основании статьи 176 НК РФ.
Не согласившись с указанными решениями, общество оспорило их в вышестоящий налоговый орган. Управление решением от 30.08.2007 N 20-13/07174 оставило решения инспекции без изменения.
Считая решения налоговых органов несоответствующими нормам действующего законодательства, общество оспорило их в судебном порядке.
Удовлетворяя требования общества, арбитражный суд, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о недоказанности налоговым органом фактов налоговых правонарушений. Кроме того, судебные инстанции установили, что инспекцией был нарушен порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Выводы суда об обоснованности применения обществом налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по существу налоговыми органами не оспариваются. Возражения против заявленных обществом требований касаются лишь процедуры проведения мероприятий налогового контроля.
В соответствии со статьей 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Согласно пункту 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Как установлено судом и не оспаривается налоговым органом, направленные обществу заказными письмами документы, в том числе: требования NN 5429, 5454, уведомление от 25.04.2007 N 14-17/7122, акт проверки от 18.04.2007 N 243, уведомление от 23.04.2007 N 7121, извещение от 28.04.2007 N 14-30/1302 были возвращены органом связи в инспекцию 10.05.2007, данное обстоятельство подтверждается ответом заместителя начальника почтамта от 24.08.2007. При этом налоговым органом не выяснялась причина возвратов и не были предприняты попытки иными способами вручить корреспонденцию налогоплательщику.
В связи с чем суд правомерно посчитал, что налоговым органом не подтвержден факт совершения обществом налогового правонарушения, поскольку обязанность подтвердить обоснованность заявленного налогового вычета первичными документами в ходе камеральной налоговой проверки возникает у общества лишь в случае, если он располагает сведениями о том, что инспекцией эти документы были запрошены. Учитывая, что требования о предоставлении документов N 5429, N 5454 не были получены обществом, вина общества во вменяемом ему нарушении инспекцией не доказана.
Поскольку налоговый орган на момент вынесения опарываемых решений располагал сведениями о том, что обществом не получены направленные документы, суд пришел к выводу о формальном подходе к проведению проверки, что свидетельствует о существенном нарушении инспекцией установленных законом прав общества при процедуре проверки, а именно: привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности без предоставления ему права знать о сути вменяемых ему правонарушений, представить по ним свои возражения перед принятием решения о привлечении к налоговой ответственности, и вынесение решения в отсутствие налогоплательщика.
Усмотрев несоответствие выводов, изложенных в оспариваемых решениях нормам действующего законодательства, суд оценил имеющиеся в деле доказательства и пришел к выводу о подтверждении обоснованности применения обществом налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по налоговым декларациям за октябрь, ноябрь 2006 года. При этом доказательств, опровергающих достоверность документов, подтверждающих право на налоговые вычеты и свидетельствующих о получения обществом налоговой выгоды, инспекцией не представлено.
При таких обстоятельствах, решение и постановление суда о признании оспариваемых ненормативных актов налогового органа недействительными основано на нормах действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установленных обстоятельствах дела и имеющихся в нем доказательствах.
Проверка доводов жалоб показала, что фактически они направлены на переоценку выводов арбитражного суда, тогда как заявителями не приведено мотивов, в чем заключается неправильное применение судом норм налогового законодательства. Поэтому утверждения заявителей жалоб отклоняются судом кассационной инстанции, полномочия которой предусмотрены статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 11.12.2007, постановление апелляционной инстанции от 13.03.2008 по делу N А24-4840/2007 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июля 2008 г. N Ф03-А24/08-2/2159
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании