Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 июля 2008 г. N Ф03-А51/08-2/2671
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Института автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения Российской академии наук - Блудова М.Н., представитель по доверенности от 01.03.2006 б/н, от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока - Шереметьева Н.В., представитель по доверенности от 21.04.2008 N 91, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Института автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения Российской академии наук на решение от 09.04.2008 по делу N А51-13108/2007 8-280 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Института автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения Российской академии наук к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока о признании недействительным решения от 19.09.2007 N 3677.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2008 года.
Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения Российской академии наук (далее - институт) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган) от 19.09.2007 N 3677 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке".
Решением суда от 09.04.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд признал оспариваемое решение соответствующим нормам налогового законодательства.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения Российской академии наук, не соглашаясь с решением суда, предлагает его отменить, дело направить на новое рассмотрение. Институт полагает, что судом неправильно применены нормы материального права. У налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам в банке, поскольку несвоевременная уплата налога была вызвана отсутствием бюджетного финансирования, о чем налоговый орган был извещен письменно. Налоговый орган не доказал, что непринятие таких мер обеспечения может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения о взыскании налога, пени.
Инспекция в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив в порядке и пределах требований статей 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебного акта и правильность применения норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа полагает, что решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.07.2007 институт представил в налоговый орган расчет по авансовым платежам по земельному налогу за шесть месяцев 2007 года, где указал подлежащей уплате в бюджет сумму налога 558725 рублей.
В связи с неисполнением в установленные сроки обязанностей по уплате налога, налоговый орган направил налогоплательщику требование N 18349 об уплате налога по состоянию на 15.08.2007, указав о необходимости уплатить налог в срок до 04.09.2007. В связи с неуплатой налога в указанный срок, 19.09.2007, в отношении института вынесено решение о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а в целях обеспечения принятого решения в порядке статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) вынесено решение от 19.09.2007 N 3677 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке".
Не согласившись с указанным решением, институт обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. 19.12.2007 решением налогового органа решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке отменено в связи с уплатой недоимки по земельному налогу, однако институт настаивает на удовлетворении заявленных требований, полагая, что спорным решением были нарушены его законные права и интересы и могут быть нарушены в будущем аналогичным решением.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что спорное решение соответствует нормам налогового законодательства, а именно: статьям 31, 46, 76 НК РФ. Однако судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию администрирования") в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 настоящего Кодекса. При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Кодекса с организации, у которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.
Таким образом, внесудебные процедуры взыскания задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, предусмотренные статьями 46, 47 НК РФ для таких организаций исключены. Такое разъяснение содержится в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражным судом отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение".
Как заявил в судебном заседании представитель института, ему открыт лицевой счет в Управлении Федерального казначейства по Приморскому краю. Указанные сведения не опровергнуты и налоговым органом. Поскольку такие обстоятельства арбитражным судом не исследовались, однако они являются существенными для правильного рассмотрения дела, так как обеспечительные меры приняты по заявлению налогового органа в рамках процедуры принудительного взыскания недоимки и пени, решение суда подлежит отмене в связи с неполным исследованием обстоятельств дела. При этом суду следует иметь ввиду, что положения пунктов 2, 8 статьи 45 НК РФ не содержат исключений из судебной процедуры взыскания налогов и пени, в том числе в отношении денежных средств, содержащихся на валютных счетах.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует проверить, является ли институт бюджетным учреждением и с учетом установленного проверить правомерность принятия мер обеспечения, дав оценку доводам инспекции о нарушении требований пункта 10 статьи 101 НК РФ.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.04.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-13108/2007 8-280 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 июля 2008 г. N Ф03-А51/08-2/2671
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании