Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 июля 2008 г. N Ф03-А51/08-2/2753
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компетент - 5" на определение от 04.12.2007, постановление от 17.04.2008 по делу N А51-12669/2007 25-259 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компетент - 5" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Компетент - 5М", об отмене постановления от 28.10.2007 N 18-А.
Резолютивная часть постановления от 17 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Компетент - 5" (далее - общество, ООО "Компетент - 5") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - административный орган, антимонопольная служба) от 28.10.2007 N 18-А о прекращении производства по делу об административном правонарушении. При обращении в арбитражный суд обществом по данному делу третьим лицом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Компетент - 5М".
Определением суда от 04.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.04.2008, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ). Судебные акты мотивированы тем, что у общества отсутствовали правовые основания для оспаривания в судебном порядке постановления административного органа.
Не согласившись с принятыми по делу определением и постановлением, ООО "Компетент - 5" подало кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить, а дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, судом неправильно применены положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Общество считает, что правомерно обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением, так как любое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов. В этой связи общество указывает на ошибочные выводы суда, не признавшего его потерпевшим по делу об административном правонарушении.
В отзыве на жалобу антимонопольная служба возражает против отмены судебных актов, считает их принятыми с правильным применением норм материального и процессуального права, просит оставить без изменения данные судебные акты.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность состоявшихся по делу судебных актов, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.09.2007 в антимонопольную службу поступило заявление общества о привлечении к административной ответственности юридического лица, имеющего такое же фирменное наименование - ООО "Компетент - 5", за совершение этим хозяйствующим субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.33 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного расследования, проведенного антимонопольной службой на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении, административным органом по правилам пункта 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 28.10.2007 N 18-А. В обоснование этого постановления указано на то, что поскольку в учредительные документы хозяйствующего субъекта с одноименным названием внесены изменения, касающиеся, в том числе его наименования - ООО "Компетент - 5М" и видов деятельности, в его действиях не усматриваются признаки события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.33 КоАП РФ.
Полагая, что постановление антимонопольной службы о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 28.10.2007 N 18-А нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
При рассмотрении требований заявителя и возражений на них антимонопольной службы обе судебные инстанции согласились с позицией последней о необоснованном обращении ООО "Компетент - 5" в суд, поскольку материалами дела не нашел подтверждения факт нарушения его прав и законных интересов.
Выводы суда являются правильными, основанными на нормах административного и процессуального законодательства.
Обстоятельства дела, установленные судом, свидетельствуют о рассмотрении административным органом материалов административного расследования в отношении хозяйствующего субъекта - общества с ограниченной ответственностью "Компетент - 5М", проверка которых показала, что последним не допущено правонарушения в сфере соблюдения фактических конкурентных отношений, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
В этой связи суды указали на отсутствие у общества материально-правовых требований при оспаривании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Компетент - 5М". При этом какие-либо надлежащие доказательства, подтверждающие фактическое нарушение названным хозяйствующим субъектом прав и законных интересов ООО "Компетент - 5", последним ни административному органу, ни арбитражному суду не представлено. Поэтому правомерно обоснование судом апелляционной инстанции своих выводов со ссылкой на пункт 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разъяснившим, что поскольку подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 КоАП, поэтому постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что при наличии у ООО "Компетент - 5" установленных арбитражным процессуальным законодательством прав для обращения в арбитражный суд, у данного юридического лица отсутствует предписанное административным законодательством право для оспаривания в судебном порядке постановления административного органа, поскольку такое право непосредственно закреплено частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ.
Исходя из буквального толкования этой нормы закона, постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством лицом, признанным административным органом совершившим административное правонарушение.
Учитывая, что ООО "Компетент - 5" не признано лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшим назначение административного наказания, право для обращения в арбитражный суд при оспаривании упомянутого постановления у него отсутствовало.
Утверждения заявителя жалобы о наличии у него статуса потерпевшего, что влечет право на судебную защиту, также несостоятельны.
По смыслу статьи 25.2 КоАП РФ физическое или юридическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу и иные права в соответствии с КоАП РФ. Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Изложенное означает, что поскольку в установленном законом порядке общество не признано административным органом потерпевшим, арбитражным судом не нарушено административное законодательство в части реализации прав общества, как потерпевшего, на возмещение вреда, причиненного административным правонарушением.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
определение от 04.12.2007, постановление апелляционной инстанции от 17.04.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-12669/2007 25-259 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 июля 2008 г. N Ф03-А51/08-2/2753
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании