Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 июля 2008 г. N Ф03-А04/08-1/2960
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 21.04.2008 по делу N А04-9132/07-11/348 Арбитражного суда Амурской области, по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть" к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, Отделу образования администрации Тамбовского района, третьи лица: администрация Тамбовского района, муниципальное учреждение "Финуправление администрации Тамбовского района", о взыскании 440643 руб. 03 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплосеть" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Отделу образования администрации Тамбовского района о взыскании задолженности за оказанные услуги по подаче тепловой энергии в горячей воде и по предоставлению льгот на жилищно-коммунальные услуги в сумме 440643 руб. 03 коп.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом были привлечены Министерство финансов Амурской области, администрация Тамбовского района и муниципальное учреждение "Финансовое управление администрации Тамбовского района".
Определением от 31.01.2008 в соответствии со статьей 46 АПК РФ к участию в деле в качестве второго ответчика судом привлечено Министерство финансов Амурской области.
Определением от 24.03.2008 к участию в деле в качестве второго ответчика судом привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
До принятия решения по делу истец представил уточнение исковых требований, в соответствии с которым в связи с частичным погашением задолженности просил взыскать с Отдела образования администрации Тамбовского района основной долг за период с 01.01.2006 по 01.08.2006 в сумме 370183 руб. 42 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 61551 руб. 85 коп.
В соответствии со статьей 49 АПК РФ заявленное ходатайство в части уменьшения размера основного долга судом было удовлетворено. Требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами судом не принято, поскольку данное требование является дополнительным (самостоятельным).
Решением суда от 21.04.2008 требования истца удовлетворены в части взыскания в его пользу с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ 370183 руб. 42 коп. убытков и 5000 руб. расходов на оплату услуг представителя со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в бюджет Амурской области в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных Закона РФ "Об образовании", не передавались.
Законность принятого по делу судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области, в которой заявитель указывает на то, что компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта проверяется кассационной инстанцией в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО "Теплосеть" (исполнитель) и Отделом образования администрации Тамбовского района (заказчик) были заключены договоры от 01.01.2006 об оказании услуг по предоставлению льгот на жилищно-коммунальные услуги, предметом которых являлось возмещение выпадающих доходов исполнителя от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг имеющим на то право в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
В период с 01.01.2006 по 01.08.2006 ООО "Теплосеть" согласно указанным договорам от 01.01.2006 предоставляло педагогическим работникам Тамбовского района меры социальной поддержки (льготы) по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 370183 руб. 42 коп. составило его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
Наличие и размер задолженности подтверждены представленными в материалы дела счетами-фактурами NN 00031, 00032, 00033, 00034 и 00035 от 21.02.2006, NN 38, 39, 40, 41, 42 и 43 от 20.03.2006, NN 20, 21, 22 и 23 от 17.04.2006, N>N 38, 39, 40, 41 и 42 от 12.05.2006, NN 71, 72, 73, 74, 75 и 76 от 13.06.2006, NN 89, 90, 91, 92 и 93 от 23.06.2006, NN 105, 106, 107, 108, 109 и 110 от 21.07.2006 с приложенными к ним ведомостями начислений по каждому работнику, пользовавшемуся льготами, а также актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 22.02.2008, подписанным со стороны Отдела образования без возражений.
Указанные документы, а также сам факт наличия задолженности и ее размер ответчиками не оспорены.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом, в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-03 "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения для чего в областном бюджете Законом о бюджете Амурской области на соответствующий год утверждены целевые средства, из которых в бюджет Тамбовского района выделено 11732 тыс. руб., в том числе по педагогическим работникам 7224 тыс. руб., и которые не обеспечили потребность в них района.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Амурскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), а последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет Серышевского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 370183 руб. 42 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ.
Судом правильно установлены фактические обстоятельства дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 21.04.2008 по делу N А04-9132/07-11/348 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 июля 2008 г. N Ф03-А04/08-1/2960
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании