Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 июля 2008 г. N Ф03-А04/08-1/3002
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Стасюков П.Г., представитель по доверенности от 01.01.2008 N ДЭК-20/101 Д, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 20.05.2008 по делу N А04-723/08-23/46 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, третьи лица: муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение "Детский сад N 7 "Солнышко" с. Томское, муниципальное учреждение "Финансовое управление администрации Серышевского района", муниципальное учреждение "Отдел образования администрации Серышевского района", о взыскании 28005 руб. 60 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2008 года.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Амурской области, муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению "Детский сад N 7 "Солнышко" с. Томское о взыскании 28049 руб. 12 коп. (с учетом их уточнения), составляющих расходы от предоставления льгот педагогическим работникам по оплате электроэнергии за период с 01.11.2007 по 30.11.2007.
Судом в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих привлечены муниципальное учреждение "Финансовое управление администрации Серышевского района", муниципальное учреждение "Отдел образования администрации Серышевского района".
Решением от 20.05.2008 требования истца удовлетворены в полном объеме путем взыскания в его пользу с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ 28049 руб. 12 коп. со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "Об образовании", не передавались.
Законность принятого по делу судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области, в которой заявитель указывает на то, что компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.
В судебном заседании представитель истца с жалобой не согласился и просил оставить судебный акт без изменения.
Другие участники судебного процесса не явились, несмотря на надлежащее извещение.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемого судебного акта проверяется кассационной инстанцией в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между МДОУ "Детский сад "Солнышко" с. Томское как распорядителем и ОАО "ДЭК" как организацией был заключен договор от 16.03.2006 N 102-20/06, по условиями которого ОАО "ДЭК" в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязалось предоставить льготы по оплате электрической энергии работникам МДОУ "Детский сад "Солнышко" с. Томское согласно списку, а распорядитель, в свою очередь, обязался оплатить сумму возмещения расходов, понесенных ОАО "ДЭК" в связи с предоставлением льгот по оплате жилья лицам, имеющим право на льготы.
В период с 01.11.2007 по 30.11.2007 ОАО "ДЭК" предоставило льготы по оплате за электроэнергию педагогическим работникам МДОУ "Детский сад "Солнышко" с. Томское.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлен расчет предоставленных льгот, списки льготной категории граждан с указанием фамилии, адреса, показаний счетчиков, суммы предоставленных льгот, счет-фактура N 113 от 18.12.2007 на сумму 28049 руб. 12 коп., акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2007, подписанный ответчиком МДОУ "Детский сад "Солнышко" с. Томское без возражений, согласно которому сумма задолженности перед ОАО "ДЭК" составляет 28049 руб. 12 коп.
Документы, представленные истцом в качестве доказательств по делу, ответчиками не оспариваются.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 28049 руб. 12 коп. составило его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом, в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения для чего в областных бюджетах Законом о бюджете Амурской области на соответствующий год утверждены целевые средства, из которых в бюджет Серышевского района выделено 9549 тыс. руб., и которые не обеспечили потребность в них района.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Амурскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), а последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет Серышевского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 28 005 руб. 60 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Судом правильно установлены фактические обстоятельства дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.05.2008 по делу N А04-723/08-23/46 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 июля 2008 г. N Ф03-А04/08-1/3002
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании