Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 июля 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2200
(извлечение)
См. также Дополнительное постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 сентября 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2200
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю на решение от 13.03.2008 по делу N А51-12256/07 23-399 Арбитражного суда Приморского края, по иску Домоуправления N 3 Даубихинской КЭЧ ДВО Министерства обороны РФк Министерству финансов РФ, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 440093,28 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2008 года.
Домоуправление N 3 Даубихинской КЭЧ ДВО МО РФ (далее - Домоуправление N 3 Даубихинской КЭЧ) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 440093,28 руб., составляющих расходы, связанные с предоставлением гражданам, проживающим в ведомственном жилом фонде, субсидий на оплату коммунальных услуг за период с сентября 2004 по декабрь 2005 года в соответствии с Федеральным законом "Об основах жилищной политики в РФ" N 4218-1 от 24.12.1992 (далее - Закон "Об основах жилищной политики").
Решением от 13.03.2008, исковое требование удовлетворено в полном объеме за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
Законность принятого судебного акта проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебное заседания, в рассмотрении кассационной жалобы не участвовали.
При проверке законности принятого по настоящему делу решения установлено, что отмене либо изменению оно не подлежит по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением Домоуправлением N3 Даубихинской КЭЧ в период с сентября 2004 года по декабрь 2005 года субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг гражданам, проживающим в закрытом военном городке "Старосысоевка-1" Яковлевского района Приморского края (отнесенных к военным городкам распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р), имеющим на это право в соответствии с Законом "Об основах жилищной политики в РФ", в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 N 444.
Удовлетворяя исковое требование за счет федеральной казны, суды обеих инстанций правомерно руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Законом "Об основах жилищной политики в РФ", постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", Постановлением Правительства РФ N 444 от 30.08.2004, а также Федеральным законом РФ "О федеральном бюджете на 2004 год" и Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год".
Согласно пункту 9 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства N 444, действовавшего до 30.12.2005, что не оспаривается самим заявителем, расходы на предоставление субсидий гражданам-льготникам, проживающим в закрытых военных городках, финансируются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Отсутствие у лиц, которым истцом предоставлены льготы, статуса лиц, подпадающих под действие федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О реабилитации жертв политических репрессий", ответчик по настоящему делу не доказал.
При исследовании судами обеих инстанций объемов целевого финансирования Министерства обороны РФ со стороны федерального бюджета на указанные нужды (ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", "О федеральном бюджете на 2005 год") установлено недофинансирование.
Министерством финансов РФ не представлены доказательства выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на компенсацию субсидий главному распорядителю бюджетных средств - Министерству обороны РФ, в структуру которого входит истец, поэтому доводы ответчика о вине последнего отклоняются.
Доводы заявителя о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами, должны производиться за счет региональных бюджетов, судом первой и апелляционной инстанций отклонены обоснованно, так как данные доводы противоречат действующему законодательству (статьи 165-167, 171 Бюджетного кодекса РФ), согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ и, соответственно, ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.
Данный вывод содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 22.06.2006 N 23, вследствие чего ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованность удовлетворения иска за счет средств федерального бюджета является неосновательной.
Отсутствие финансирования расходов субъекта РФ из федерального бюджета в спорный период на предоставление субсидий льготникам, проживающим в закрытых военных городках, подтверждается также письмом КЭУ ДВО N 147/1/1/7778 от 01.10.2007.
Судом также правильно отклонена ссылка заявителя на неправомерное включение истцом в заявленную ко взысканию сумму убытков налога на добавленную стоимость, поскольку истец действует в данном случае в интересах граждан, которые в силу главы 23 Налогового кодекса РФ не являются плательщиками этого налога, а вопросы налогообложения предприятия не относятся к предмету спора и разрешаются в ином порядке при налогообложении предприятия.
Доводы заявителя жалобы о пропуске истцом срока исковой давности судом кассационной инстанции признаются ошибочными, так как данный срок следует исчислять в соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса РФ по окончании финансового года, то есть с 01.01.2006, и, следовательно, иск заявлен в пределах общего срока исковой давности.
Неоснователен довод Министерства финансов РФ и о том, что оно освобождено от оплаты госпошлины, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Законодательством не предусмотрено освобождение указанных лиц при подаче апелляционных и кассационных жалоб по делам, в которых они участвуют в качестве ответчиков.
Исходя из изложенного, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.03.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-12256/07 23-399 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 июля 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2200
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании