Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 августа 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2443
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 01.04.2008 по делу N А51-13789/2007 27-415 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к администрации Уссурийского городского округа, Департаменту финансов администрации Приморского края. Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 1648371 руб. 15 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2008 года Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2008 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Уссурийского городского округа, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 1591094 руб. 49 коп. (с учетом уточненных требований) расходов, связанных с предоставлением в октябре 2004 года инвалидам льгот по оплате коммунальных услуг.
Решением суда от 01.04.2008 требования истца удовлетворены путем взыскания указанной суммы с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", выделялись не в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, в которой просит его
отменить.
По мнению заявителя, взыскание убытков с казны Российской Федерации неправомерно, поскольку факт возникновения у государства обязанности по возмещению расходов по предоставленным льготам и размер убытков не доказан.
Полагает, что из федерального бюджета Приморскому краю выделено достаточно денежных средств в спорный период на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Также, заявитель ссылается на пропуск истцом срока исковой давности и на необоснованное взыскание с него государственной пошлины.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом, истец во исполнение договора N 12 от 01.01.2004, заключенного с администрацией МО г. Уссурийск и Уссурийский район, и на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет собственных средств предоставил в октябре 2004 года гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления его расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам, заявлены настоящие исковые требования.
В качестве доказательств предоставления истцом льгот судом исследовались сводные акты сверки задолженности между истцом и администрацией МО г. Уссурийск и Уссурийский район, акт сверки от 03.12.2004, списки инвалидов, которым предоставлены льготы за октябрь 2004 года, а также счетами и квитанциями за октябрь 2004 года. Поэтому доводы заявителя жалобы о недоказанности истцом суммы убытков судом кассационной инстанции откланяются.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
Судом установлено, что в 2004 году из федерального бюджета Приморскому краю выделены денежные средства на исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в сумме 368303 тыс. руб., в том числе МО г. Уссурийск и Уссурийский район - 60441 тыс. руб.
Однако денежных средств оказалось недостаточно для компенсации предоставленных льгот.
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили субъект РФ финансовыми средствами в полном объеме для реализации Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, то арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ.
Неоснователен довод Министерства финансов РФ о том, что оно освобождено от оплаты государственной пошлины, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Законодательством не предусмотрено их освобождение при подаче апелляционных и кассационных жалоб по делам, в которых они выступали в качестве ответчиков.
Поскольку решение суда принято с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, оснований для его отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 01.04.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-13789/2007 27-415 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 августа 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2443
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании