Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 июля 2008 г. N Ф03-А59/08-1/2781
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Прокурора Сахалинской области на решение от 28.01.2008, постановление от 08.05.2008 по делу N А59-3773/07-С15 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Прокурора Сахалинской области о признании недействительным п. 1 распоряжения администрации Сахалинской области от 25.12.2006 N 728-ра, заинтересованные лица: ООО "Родовое хозяйство "Большая Уанди", ООО "Национальное родовое хозяйство "Луньво", ООО "Родовая община "Кевонгун", ООО "Национальное хозяйство "Кайган".
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2008. Полный текст постановления изготовлен 24.07.2008.
Прокурор Сахалинской области обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным п. 1 распоряжения администрации Сахалинской области от 25.12.06 N 728-ра "Об утверждении квот добычи (вылова) биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2007 год" в части распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов ООО "Родовое хозяйство "Большая Уанди", ООО "Национальное родовое хозяйство "Луньво", ООО "Родовая община "Кевонгун", ООО "Национальное хозяйство "Кайган".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО "Родовое хозяйство "Большая Уанди", ООО "Национальное родовое хозяйство "Луньво", ООО "Родовая община "Кевонгун", ООО "Национальное хозяйство "Кайган".
Решением суда от 28.01.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.05.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано по причине пропуска срока, предусмотренного ст. 198 АПК РФ.
Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой решение и постановление апелляционной инстанции Прокурор Сахалинской области просит их отменить как принятые с нарушением норм процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что срок для обращения в суд с настоящим заявлением был пропущен прокуратурой по уважительной причине, в связи с необходимостью проведения дополнительной проверки и получения у всех 38 хозяйствующих субъектов, указанных в оспариваемом распоряжении их уставов, в которых содержится информация о целях и характере их деятельности. В этой связи считает необоснованным вывод суда, об отсутствии уважительных причин пропуска указанного срока.
Участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте слушания жалобы, своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 25.12.2006 администрацией Сахалинской области издано распоряжение N 728-ра "Об утверждении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов севера Сахалинской области на 2007 год". Согласно постановлению квоты были выделены, в том числе, ООО "Родовое хозяйство "Большая Уанди", ООО "Национальное родовое хозяйство "Луньво", ООО "Родовая община "Кевонгун", ООО "Национальное хозяйство "Кайган".
В ходе проведения в мае 2007 года проверки деятельности администрации Сахалинской области на предмет правильности рассмотрения заявок и распределения квот на вылов тихоокеанских лососей в 2005-2007 годах, прокуратурой были выявлены нарушения, выразившиеся в распределении квот на вылов лососей коммерческим юридическим лицам, не обладающим статусом общин коренных малочисленных народов и не наделенных правом на получение таких квот.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Прокурора Сахалинской области в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198 ГК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При рассмотрении настоящего заявления, арбитражным судом установлено, что оно подано в суд с нарушением трехмесячного срока, установленного данной нормой. При этом суд отказал прокурору в восстановлении пропущенного срока.
Так судом установлено, что оспариваемое распоряжение опубликовано в газете "Губернские ведомости" от 29.12.2006, проверка проводилась в мае 2007 года, по результатам которой прокурором направлены в адрес Губернатора Сахалинской области представления от 02.07.2007 N 7-30-07 и от 03.07.2007 N 42/1-71-2007 об устранении нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, а с указанным заявлением прокурор обратился в суд 18.10.2007, то есть по истечении белее чем 9 месяцев с момента официального опубликования оспариваемого распоряжения, 5 месяцев с момента проведения проверки, 3 месяцев с момента направления в адрес администрации Сахалинской области представлений от 02.07.2007 и от 03.07.2007.
Таким образом, арбитражный суд, установив факт пропуска заявителем срока, установленного ст. 198 АПК РФ, обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о его восстановлении, поскольку в нем не приведены уважительные причины пропуска такого срока.
Поскольку судом кассационной инстанции не установлено неправильного применения судом норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, то основания для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку приведенные в ней обстоятельства не препятствовали обращению прокурора в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 28.01.2008, постановление от 08.05.2008 по делу N А59-3773/07-С15 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, 25.12.2006 администрацией Сахалинской области издано распоряжение N 728-ра "Об утверждении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов севера Сахалинской области на 2007 год". Согласно постановлению квоты были выделены, в том числе, ООО "Родовое хозяйство "Большая Уанди", ООО "Национальное родовое хозяйство "Луньво", ООО "Родовая община "Кевонгун", ООО "Национальное хозяйство "Кайган".
...
В соответствии со ст. 198 ГК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июля 2008 г. N Ф03-А59/08-1/2781
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании